Премия Рунета-2020
Донецк
+19°
Boom metrics
Общество18 апреля 2021 9:20

Дневник соцработника: Как я почувствовала себя адвокатом бедных

Иногда кроме чужого человека опереться не на кого
Иногда кроме чужого человека опереться не на кого

Иногда кроме чужого человека опереться не на кого

Фото: Павел КЛОКОВ

Дончанка Валентина Пархоменко (фамилия изменена- Ред.) – соцработник. На службе по уходу за стариками, инвалидами и проблемными семьями уже 28 лет. Она без прикрас рассказывает то, с чем реально сталкивается на своей работе.

Говорил о злости бедных

Сейчас Великий пост и я стараюсь не злиться. Но куда же деться от искушения не делать этого. Вот вдруг вспомнились курсы повышения квалификации. Приглашенный кандидат медицинских наук с первого взгляда нагонял тоску…

Мы ждали от него практических советов – как справиться с подопечными, ведь у некоторых деменция ( старческое слабоумие- Ред.), или не оформлена пенсия, а человек не в состоянии обивать пороги инстанций. Или как помочь людям, в семьи которых пришла война.

Не услышали. Зато не заснули, потому как прозвучало примерно следующее:

- Чем богаты бедные люди? Не верьте, что добротой, искренностью, духовностью. Это ложь. У богатых есть шанс только стать бедными. У бедных есть шанс стать богатыми. Как правило, бедные люди богаты упущенными возможностями. Закопали, или пропили свой талант, не дали должного воспитания детям, и остались одинокими и беспомощными. Бедные люди - самые злые, бездушные и агрессивные. И не нужно их путать с состоятельными и развивающимися людьми.

«Может, человек ошибся аудиторией? Или это экстремальный тренинг личностного роста?» - задавалась вопросом я. Соцработники – сами далеко не богатые. Мифы о том, что кто – то ухаживает за бабушкой только для того, чтобы забрать жилье – зачастую просто мифы. Конечно, люди всякие бывают, но большинство моих коллег пришли в эту сферу не ради квартир стариков. Их спросить – они и сами не знают, почему выбрали эту тяжелую и зачастую неблагодарную работу. Наверное, это так и называется – по зову сердца.

После «познавательной» лекции никто с гуру спорить не стал. Только одна наша коллега подошла к нему, показала свои сапоги, которым лет десять, наверное, и тихо спросила – знает ли он, сколько километров в день она проходит, навещая одиноких стариков? Лектор быстро упаковал свой ноутбук, и пожелал, чтоб сапогам этой женщины воздвигли памятник. Кстати, зло высказался, хоть, судя по всему, не бедный.

Когда скромные заставляют сопереживать более других

У соцработников зачастую подопечные – одинокие люди. Но у меня есть мама и дочь, обе – инвалиды. 60 – летняя мама Елена Федоровна после инсульта, частично парализована. У 39 – летней дочери Ларисы – рак. Она работает бухгалтером в небольшой компании и скрывает свой диагноз от коллег по работе. Уходя на «химию» в онкологию берет отпуск.

Но в райадминистрацию обратилась за помощью.

- Боялась, что однажды не перенесу лечения, - объяснила Лариса. – А денег на сиделку нет. Цены в Донецке на такие услуги зашкаливают – от 100 рублей за час.

Меня не утомляет эта семья. Ведут себя очень скромно, и помощь моя требуется только после «химии» Ларисы. Еле сводят концы с концами, но на бедность не жалуются. Кроме меня у них никого нет. Муж Ларисы ушел, вернее, сбежал, как только узнал диагноз.

- Написал «Прости» мне в смс, да я и не сомневалась в его надежности, - рассказывает с горечью Лариса. – Это был 2014 год – переломное время для многих. Кто – то ушел на фронт, а кто – то рванул в незалежную, чтобы оттуда стартовать в Европу. Я и мама заболели одновременно. С врачами тогда было совсем туго. Помню свой первый разговор после операции. Сказала доктору, чтобы обсуждал мое состояние только со мной.

Так выглядят многие дома на линии соприкосновения

Так выглядят многие дома на линии соприкосновения

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Это я еще смс от бывшего не получила! Было много подруг, постепенно они исчезли. Как раз началась пандемия, работали на удаленке. Не поверите, но я была рада уединению! Вот публичные люди чувствовали себя крайне плохо. Понятно, что любой человек тянется к родственной душе, тогда он не чувствует себя одиноким.

Я слушала эту хрупкую женщину и едва сдерживала слезы. Сколько же сил нужно иметь, чтобы бороться со своей болезнью, ухаживать за мамой, работать, и не единому человеку не поплакать в жилетку.

В пост главное – не есть людей

Елена Федоровна меня расстроила. Прихожу неделю назад (начало Великого поста), а она объявляет, что решила поститься. Я уж как только не объясняла, что больным нельзя питаться только хлебом, что пост – это не диета.

Но подопечная заупрямилась. Мол, все беды у дочери из – за нее. И если вымолит грехи, то и Лариса будет счастлива.

Я уже отчаялась ее уговорить нормально питаться, делать массаж. На помощь пришел мой духовник. Отец Николай – священник, несет службу в храме на Трудовских. Он внимательно меня выслушал и сказал:

- Объясните просто. В пост главное не есть людей. А больным и тем, кто тяжело работает. кушать скоромную пищу разрешается.

Приготовила куриные котлеты и с надеждой пошла к Елене Федоровне. Буквально с порога передала слова отца Николая. Она расплакалась. Но потом покушала. Рассказывала мне потом о своей судьбе, как всю жизнь проработала учителем младших классов, как встретила будущего мужа – шахтера с шахты «Октябрьская». Как любили друг друга, и были счастливы в далекие 90 – е, когда денег не было совсем, и на обед в шахту она собирала ему нехитрый тормозок – хлеб и лук.

Иногда самое большая роскошь - разговор по душам

Иногда самое большая роскошь - разговор по душам

Фото: Михаил ФРОЛОВ

А потом я узнала об учениках Елены Федоровны. Многие добились успеха – стали инженерами, учеными, журналистами. Она поддерживает с ними связь до сих пор, но о проблемах не говорит. Такая вот «агрессивная бедность».

Вместо послесловия

Недавно встретила коллегу, которая показывала лектору свои стоптанные сапоги.

- А я ушла! – Заявила она мне. – Выгорела вся до капли. Те курсы были последней каплей и толчком вперед. Помочь всем не смогу, а сиделкой больше заработаю.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Дневник соцработника: Главное – не возненавидеть старика

Откровения о реальной жизни пожилых, у которых для спасения нет и соломинки (подробнее)

Дневник соцработника «Принимайте все с добротой, но не возвращайтесь к тем, кто поломал вам кости!» Можно найти что – то хорошее даже там, где его нет (подробнее)

За расследование подземных толчков в Макеевке взялись сотрудники МЧС В поселках Объединенный и Калиново обрушиваются крыши и отходят стены от фасадов (подробнее)