Премия Рунета-2020
Донецк
+16°
Boom metrics
Общество24 февраля 2021 16:30

«Здесь в 1943 году снег был окрашен кровью»: Поисковики ДНР и «Комсомолка» побывали у высоты 121,7 на братской могиле

Современная война в Донбассе не пощадила не только дончан и их дома, но и памятники Великой Отечественной войне
Такая традиция у поисковиков Донбасса уже не первый год – 23 февраля они у братской могилы поминают тех, кто взял эту высоту в 1943 году

Такая традиция у поисковиков Донбасса уже не первый год – 23 февраля они у братской могилы поминают тех, кто взял эту высоту в 1943 году

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

23 февраля многими превращается в гендерный праздник, когда женщины поздравляют мужчин, вручая пресловутые носки и дезодорант, массово рассылаются пошлые открыточки с медсестрами в военной форме и прочее, отодвигающее в сторону саму суть праздника. «Комсомолка» же в этот день решила присоединиться к поисковикам-добровольцам ДНР и побывать на братской могиле у села Дмитровка, которое и было как раз освобождено 23 февраля 1943 года.

Бои за село шли нешуточные и в 1943, и в 2014 году

Бои за село шли нешуточные и в 1943, и в 2014 году

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Село было полностью разбито фашистами

На 1941 год в селе проживало всего 240 человек, но бои за него шли продолжительные. Только в мае 1942 года за один день фрицы обрушили на село на село почти 3 тонны снарядов – «поздравили» с Первомаем.

- Именно 23 февраля наши выбили врага из Дмитровки и взяли высоту 121.7 метров. Один из множества опорных пунктов в первой оборонительной линии Вермахта, на Миус-фронте, - рассказывает поисковик, военный историк Александр Мальцев. – Только со второй попытки нашим удалось взять эту высоту, если бы этого не случилось, фашисты бы опять пошли на Ростов, освобожденный к тому времени.

Фото: архив Александра Мальцева

Фото: архив Александра Мальцева

Фото: архив Александра Мальцева

Фото: архив Александра Мальцева

У донецких поисковиков уже традиция - ежегодно в эту дату, какая бы ни стояла погода, приезжают они на братскую могилу у села Дмитровка, кладут цветы и оставляют на постаменте традиционные фронтовые 100 грамм с краюхой черного хлеба.

- Потери были огромными – за каждую маломальскую высоту погибали в среднем 200-250 человек. Всего на небольшом, сравнительно, участке Миус-фронта в 14 км погибло примерно 18 тысяч человек. Нужно понимать, что тогда, во время войны, некогда было хоронить, нужно было идти вперед. В момент отхода или в момент наступления у военных стоят совсем другие задачи, - объясняет Александр Мальцев. - Если позволяли обстоятельства, захоронениями занимались саперные команды, но чаще это было задачей местных жителях, вернувшихся из эвакуации. Так было и на нашем участке Миус-фронта. Как правило, собирали и хоронили трупы старики, потому что женщины были заняты другой работой, а мужчины – на фронте. Хоронили тела в ближайшем овраге, окопе или воронке. Затем составляли акт о захоронении. Фашистов всегда хоронили отдельно.

А это уже сделали украинские снаряды

А это уже сделали украинские снаряды

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

По солдату Украина била прицельно

И только с 50-х годов начались первичные перезахоронения и укрупнения останков. В той же Дмитровке их было не меньше четырехсот, включая одиночные холмики. А в 70-е прошлого века на этой высоте был установлен памятник – 2-х метровый пьедестал, а на нем солдат с венком в руке, видно его было издалека.

Таким был памятник до 2014 года. Фото: архив Александра Мальцева

Таким был памятник до 2014 года. Фото: архив Александра Мальцева

А затем пришел 2014 год.

Для Украина это была особенная мишень. Фото: архив Александра Мальцева

Для Украина это была особенная мишень. Фото: архив Александра Мальцева

- И опять, как и 75 лет назад, содрогалась от мощных разрывов земля на Миус-фронте. Опять шли тяжелые, кровопролитные бои. Опять в сводках новостей Степановка, Мариновка, Саур-Могила. Опять высота 121.7 - мощный опорный пункт, уже не Вермахта, а ВСУ. У наследников Вермахта, такие символы не в почете. Памятник опоясали траншеи и капониры. А Солдат-символ был, в назидание поколениям, расстрелян из танка, - рассказывает поисковик Ярослав Павлов. - В 2017 году братскую могилу попытались привести в порядок: обломки солдата-символа убрали и установили скромные, ни о чем не говорящие, мало того, лгущие, обезличенные плиты. В 2019 году, каменные плиты заменили другими, зачем-то положили их на землю, бетонное надгробие, распалось на атомы. Как и деньги, освоенные на реконструкцию мемориала. А потом – тишина и пустота. Да, вы сейчас и сами все увидите.

Памятник даже не заметишь с дороги

Памятник даже не заметишь с дороги

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Видимость памяти

Но точнее было сказать «не увидите». Потому что ни сама братская могила, ни памятник с дороги не видны. Не знающий человек проедет себе мимо и вряд ли догадается, какая в 43-ем здесь шла битва за каждый метр земли, по которой он сейчас так свободно едет, и как снег здесь алел от крови. Благодаря Ярославу и Александру, находим среди засохших сорняков две гранитные плиты, на которых почему-то значатся даты 1943-1968 год. Вопросы, впрочем, задать некому, кроме поисковиков, сюда больше не приехал никто.

Фронтовые 100 грамм

Фронтовые 100 грамм

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

- Нам сказали, что на эти безымянные плиты ушло немало денег. Обидно, ведь нами установлены все погибшие – их имена и даты рождения. Это триста человек и только для чиновников они безвестные. Мы предлагали увековечить имена на плитах, но нам сказали, что в наших услугах не нуждаются, - признаются поисковики. – В прошлом году при участии общественного движения «Донецкая Республика» мы сюда привозили детвору. Каждому ребенку мы выдали листик с фамилией бойца и провели перекличку.

На высоте я выдерживаю не более 10 минут, пока ребята возлагают цветы и наливают в стопочки водку, делаю несколько снимков и бегу в машину – ветер делает мороз совсем невыносимым, ощущение, что в лицо впиваются одновременно тысячи иголок, а руки, даже в варежках, буквально выкручивает от холода. Как здесь находились наши бойцы, даже представить страшно. И не просто находились, а шли в бой, когда их с высоты в упор расстреливали враги.

- Невероятное мужество! Ведь они брали эту высоту под огнем авиации и артиллерии. По архивным сведениям, здесь в районе Дмитровки полегло более 2 тысяч воинов РККА. В реальности бойцы лежат в многочисленных воронках и траншеях, опоясывающих господствующую высоту. Но, важно даже не само место захоронения, важна Память, символом которой и был тот Солдат, - рассуждает Александр Мальцев. – К сожалению, те, от кого зависит сохранение памяти, чаще всего занимаются видимостью этого, а результат формализма всем нам хорошо известен.

Следы этой войны

Следы этой войны

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Впрочем, в самом селе имеется мемориал, где значатся имена погибших жителей Дмитровки, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны. «Люди Земли, убейте войну, прокляните войну, люди Земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните! Но о тех, кто уже не придет никогда, заклинаю, помните!» - молят, местами осыпавшиеся, строки из «Реквиема» Рождественского. Рядом ветер раскачивает ржавые качели, по обе стороны села стоят разрушенные хаты, разбитые Украиной в 2014 году. Что бы сказали нам те, кто остался навсегда лежать на той высоте 121,7? И нашли бы мы, что им ответить?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Генеральная прокуратура ДНР открыла уголовные дела по фактам обстрелов Донецка

Следователи установили виновных в ранении мирного жителя и разрушениях жилья (подробнее)