2020-03-17T21:09:19+03:00

Рок-музыкант из Донбасса Сергей Таран: «Ленинградский рок-клуб – это легенда, а не шансон с караоке»

Дончанин, рок-музыкант, лидер группы «Стороны света» поведал о баталиях, которые развернулись вокруг Ленинградского рок-клуба и попытках создания его клона
Юлия АНДРИЕНКО@Suok76Suokкорреспондент
Сергей родом из Донецка и никогда не забывал Донбасс. Фото: архив Сергея ТаранаСергей родом из Донецка и никогда не забывал Донбасс. Фото: архив Сергея Тарана
Изменить размер текста:

Музыкант, поэт, дончанин Сергей Таран – один из тех, кто представляет Донбасс в России и не где-нибудь, а в мире рок-музыки, да еще в Санкт-Петербурге. Он участвовал во многих музыкальных проектах, выступал на множестве фестивалей и неоднократно получал призовые и лауреатские места.

- Первый раз я попал в Ленинград в далёком 1989 году. С тех самых пор в моей жизни образовались две параллельные реальности - Донецк и Петербург, - говорит Сергей. Город на Неве считаю своей духовной Родиной, но тем не менее продолжаю оставаться донецким музыкантом. Когда в анонсе питерских, московских, тамбовских, петрозаводских и других концертов рядом с моим именем на афишах пишут «город Донецк», я этому только рад и всячески приветствую.

- Чего удалось достичь в музыкальной карьере в последние годы? – интересуюсь у Сергея.

- Первые свои питерские регалии я получил в 2014 году на международном фестивале «Топос». Потом был городской музыкальный фестиваль «Клондайк». На этом фестивале мой проект «Стороны Света» получил главный приз в номинации «Русский рок». Диплом вручали рок-журналист Андрей Бурлака и председатель совета ЛРК Николай Михайлов. Годом позже был диплом на фесте «Русская Слава» и премия на международном конкурсе «Счастливая Планета», - перечисляет он.

Фото: архив Сергея Тарана

Фото: архив Сергея Тарана

Самым дорогим и памятным моментом для меня было вручение диплома «Открытие года 2016» от арт-салона Невский 24 и присвоение звания - резидент. Арт-салон Невский 24 был островком того самого настоящего Ленинградского рок-клуба. На его сцене нередко выступали звёзды первого и высшего эшелонов. Сейчас, к сожалению, это ещё одна красивая история культурной столицы.

Последний раз в Донецке музыкант был летом 2017 года. Тогда, не смотря на страшную жару, с большим успехом прошёл его концерт в легендарном баре «Ганджубас».

Ему же принадлежит идея донецко-питерского проекта.

Фото: архив Сергея Тарана

Фото: архив Сергея Тарана

- Это чрезвычайно интересная история. Потребовалась серьезная запись для одного фестивального сборника. Я обратился к своему донецкому другу, соратнику по группе «Стороны Света» Вадиму Прибыткову, отправив ему запись под гитару двух своих песен «Штыком в землю» и «Солнечный гость», - вспоминает музыкант. - Они вместе с басистом Максимом Святуном (гр. «Доктрина») записали ритм-секцию – бас и барабаны. А в Питере мы уже доделали остальную аранжировку. Что интересно – в этих песнях прописана гитара, которую в свое время «Аквариуму» подарил легендарный британский музыкант Грэм Нэш. Гитарные партии на эти песни записал известный петербургский гитарист Константин Караник. Вот такой донецко-питерский союз, в котором звучит британская гитара. Кстати, эта гитара звучит во многих знаменитых композициях русского рока, в том числе и в хите группы «ДДТ» «Я получил эту роль».

Эти песни должны были войти в антивоенный сборник, однако, этого так и не случилось.

- Это была моя гражданская позиция. И со мной её разделяет Герман Владимиров, возглавляющий Музей боевого братства России в Санкт-Петербурге. Моя гражданская позиция по Донбассу и Крыму с 2013 года – железобетонная и не зависит ни от смены риторики наших политиков, ни от каких-либо других перемен погоды. И я не поступлюсь ею даже в пользу музыкальной карьеры, - признается Сергей. - В том проекте участвовали «Машина времени», «Аквариум» и другие группы с лидерами, которых мы различны во мнениях по этому вопросу. Между увековечиванием своего имени рядом с такими легендами и чистотой своей гражданской совести, я выбрал последнее и отказался от участия в проекте. Не берусь судить других музыкантов – они имеют право на собственное мнение. Знаете, тогда в 2014 году, я думал, что все в Питере за Донбасс. Но это не так. Я был даже обескуражен, насколько оказался далек от своего понимания реальной ситуации. Я бы не сказал, что здесь в России люди чужие Донбассу. Чужих нет. Но и таких своих, которых мы бы желали иметь в союзники, в полном нашем понимании, тоже не много.

Диплом Сергею вручали Андрей Бурлака и Николай Михайлов. Фото: архив Сергея Тарана

Диплом Сергею вручали Андрей Бурлака и Николай Михайлов. Фото: архив Сергея Тарана

При этом Сергей не просто погружен в питерский мир рок-тусовки и творчества, он как может помогает своим землякам. Постоянно участвует во всех благотворительных мероприятиях, которые касаются Донбасса, не дает замалчивать тему войны, помогает собирать гуманитарную помощь дончанам.

- Сергей, легендарный Ленинградский рок-клуб в начале марта отметил свое 39-летие. На нем выросло все мое поколение. Это святое! А недавно я узнала, что есть те, кто под маркой ЛРК исполняют шансон. Ты имел отношение к Ленинградскому рок-клубу, воспитывался на этой культуре. Что сейчас происходит? – спрашиваю музыканта.

- Сплетни и клевету распространять не буду. Я выскажу только свое мнение, то, как это видится мне, - предупреждает Сергей. - Не так давно под маркой ЛРК в интернете начали распространяться публикации сомнительного и, не побоюсь этого слова, оскорбительного содержания. Это вызвало бурю негодования со стороны неравнодушных людей. Последней каплей для меня была афиша - «Ленинградский рок-клуб. Живая музыка, корпоративы, шансон, караоке, диско-бар». Тому, кто хоть чуточку в теме, не надо объяснять насколько это возмутительно и оскорбительно. ЛРК - это одно из моих духовных начал, источник творческого вдохновения в юности. Я не мог остаться равнодушным по этому вопросу.

Фото: архив Сергея Тарана

Фото: архив Сергея Тарана

- И кто посягнул на святая святых?

- Доселе я никогда не знал этого человека, и до сих пор не знаю его лично. Некий Иван Маршал, как он сам себя называет. Настоящее имя - Иван Сергеевич Беспалько, который уехал из Донбасса, как только там началась война, в 2014 году. Был сначала в Москве, затем перебрался в Питер. Этот субъект оформил на себя региональную общественную организацию «Ленинградский рок-клуб», не получив одобрения со стороны большинства людей к этому причастных. Организовал вокруг ЛРК подобие некой иерархии, мол - это тоже самое, настоящее, легендарное, только пришли новые люди. Абсурднее ситуацию даже сложно себе представить. Это возмутило всех! Но наше возмущение наткнулось на оскорбления и даже угрозы со стороны самозванцев.

- Самое неприятное, что это наш земляк… Но как такое возможно, не могу понять?

- ЛРК перестал существовать в начале 90-х. Те цели, которые стояли перед клубом, были нивелированы временем. Авторские права за этим брендом никто не сохранял. Музыканты, входившие в рок-клуб, просто перестали в нем нуждаться. У каждого из них начался свой путь. Команда же Беспалько явно думает, что занимается благим делом, что они возрождают легенду. Вот только ни один человек, имеющий непосредственное отношение к легенде, их в этом не поддерживает. Ну, назовитесь вы «Рок-клуб имени Антона Рубинштейна» или «Рок-клуб «Ленинград», «78-й регион» никаких претензий бы к вам не было. Ленинградский рок-клуб - как-то не по Сеньке шапка. Я имею полное право высказываться по этому вопросу. Отцы-основатели ЛРК, не единожды награждавшие меня дипломами различных фестивалей и конкурсов, поручили мне дать это интервью для Донецка. Я, как участник Петербургского рок-клуба и региональной общественной организации «Музыка XXI» (учредители Андрей Бурлака, Александр Семёнов, Андрей Антонов. Все они имели непосредственное отношение к работе настоящего ЛРК в советское время) с радостью выполняю эту миссию.

3-я премия на антивоенном, международном конкурсе "Счастливая планета" за песню "По мёртвому полю". Фото: архив Сергея Тарана

3-я премия на антивоенном, международном конкурсе "Счастливая планета" за песню "По мёртвому полю". Фото: архив Сергея Тарана

- Неужели ветераны рока это проглотят? Или может, как когда-то из цензуры и желания управлять молодежным движением, возник Ленинградский рок-клуб, так и сейчас самозванцы заставят вас сплотиться?

- Для начала нужно определиться что есть – Ленинградский рок-клуб. Есть искусствоведы, музыкальные журналисты, которые знают по дням всю его историю. Есть книги об истории ЛРК. Есть живые носители истории, которые в конце концов могут расставить все точки над «i». А то, что делают эти ушлые ребята — это профанация. Вот просто представьте, это, как если бы я в Донецке в каком-нибудь гараже «возродил» бы Донецкую рок-мастерскую, никого об этом не спросив. Так не делается. Мы имеем опыт подобных возрождений. Тогда в далёком 1994 году мы возрождали рок-мастерскую на её родной базе. Делали это под руководством Виктора Ткаченко. Делали правильно и по-человечески. Федотов, Коваль, Кукушкин, Тищенко и другие легенды донецкого рока не дадут соврать.

Фото: архив Сергея Тарана

Фото: архив Сергея Тарана

Ребята, возглавляемые Беспалько, вместо того что бы заручиться поддержкой старой гвардии, кинулись самих себя пиарить на весь интернет и бросились Википедию переписывать, ставя себя в один ряд с «Аквариумом», «Алисой», «Кино», «ДДТ» и другими. Не позор ли это?

В знак протеста ветераны составили меморандум, в котором заявили, что «все организации, которые используют название ЛРК, не имеют ни малейшего отношения к подлинному рок-клубу на улице Рубинштейна, 13 и к Совету рок-клуба тех лет, и люди, их представляющие, представляют только самих себя и более никого».

«Открыть заново теперь в городе Санкт-Петербурге организацию либо место с теми же свойствами и традициями, какими обладал рок-клуб на ул. Рубинштейна, 13, и с таким же названием, в наше время невозможно по объективным причинам» - вот такой вынесли вердикт члены Ленинградского рок-клуба.

Группа "Стороны Света" - лауреат фестиваля "Клондайк". На фото - Сергей Таран и Марк Бомштейн (группа "Джунгли"). Фото: архив Сергея Тарана

Группа "Стороны Света" - лауреат фестиваля "Клондайк". На фото - Сергей Таран и Марк Бомштейн (группа "Джунгли"). Фото: архив Сергея Тарана

- Хочется верить, что конфликт будет исчерпан. Есть какие-то незыблемые вещи, посягать на которые, святотатство. И надеюсь, что представители настоящего Ленинградского рок-клуба отметят свое 40-летие большим фестивалем в Донбассе. Было бы круто!

- Это потребует времени и сил, но вполне возможно. Нам есть с кем объединиться. А пока мы готовим новую программу в честь дня рождения Музея боевого братства России. Там прозвучат песни, посвященные Донбассу. Создается она при участии известных музыкантов - Сергея Заславского (группа «Мельница»), Марка Бомштейна (группа «Джунгли») и под патронатом продюсерского центра «Музыка XXI». И до встречи в Донецке!

Читайте также

«Весь Донецк переживает за тебя!» Дончане собирают деньги на лечение спортсмена Максима Николайцева, которого сбили на «зебре»

Парень получил тяжелую травму головы. Его состояние стабильно, но требуется длительный курс реабилитации [видео] (подробнее)

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Русский рок: досье KP.RU»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также