Премия Рунета-2020
Донецк
-5°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
7 декабря 2023 17:06

Первая заслуженная артистка РФ из ДНР Элеонора Шавло: Мэтры призывали меня уехать в Москву и быть там первой, а я отвечала, что буду первой здесь – в Донецке

Элеонора Шавло рассказала «Комсомолке» о своем творческом пути, работе с мировыми знаменитостями, и том, что для нее значит стать заслуженным артистом РФ
Первая заслуженная артистка РФ из ДНР – Элеонора Шавло. Фото: личный архив героя публикации

Первая заслуженная артистка РФ из ДНР – Элеонора Шавло. Фото: личный архив героя публикации

Мастер художественного слова Элеонора Шавло - первая среди представителей культуры ДНР получила звание «Заслуженный артист Российской Федерации». Соответствующий Указ Президента России был издан 8 августа. Заслуженную награду артистке передали в торжественной обстановке 27 ноября, во время встречи Первого заместителя руководителя администрации Президента Российской Федерации Сергея Кириенко и Главы ДНР Дениса Пушилина с деятелями культуры и искусства региона.

60 ЛЕТ – В ДОНЕЦКОЙ ФИЛАРМОНИИ

Легендарная артистка работает в Донецкой филармонии уже 60 лет. В эксклюзивном интервью «Комсомольской правде» Элеонора Шавло рассказала о своем творческом пути, работе с мировыми знаменитостями, и том, что для нее значит стать заслуженным артистом РФ.

- Это большая честь получить такое высокое звание. И, конечно, это очень ответственно. Потому что стать заслуженной артисткой России – это дорогого стоит. Я приложу все усилия, чтобы держать эту высокую планку.

- Почему вы решили связать свою жизнь с искусством? Еще в детстве сделали этот выбор?

- Еще ребенком я выступала. В школе меня первой вызывали к доске, когда мы учили стихотворения. Постепенно все начали говорить маме, что ее дочь настоящая артистка. Мои сестры (у меня их две) уходили в школу в первую смену, а я ходила во вторую. Дома над моей головой весел репродуктор. Я включала его и слушала все передачи: детские и взрослые. Знала всех выдающихся дикторов, актеров, певцов. Слушала сказки в исполнении выдающихся русских артистов.

Кроме общеобразовательной, я еще ходила и в музыкальную школу, была девочкой музыкальной. И, конечно, меня увлекала музыка, я играла на фортепиано, а еще мне нравились выступления артистов.

В Донецкой филармонии мастер художественного слова работает уже 60 лет. Фото: личный архив героя публикации

В Донецкой филармонии мастер художественного слова работает уже 60 лет. Фото: личный архив героя публикации

- Уже тогда посещали концерты?

- Мне было девять лет, когда впервые попала на концерт московских артистов. Моя мама была директором техникума, и в 1949 году она пригласила артистов для своих студентов. И вот, в столовой на мероприятии я сижу в первом ряду. Выходит небольшого роста человек и читает рассказ. Не знаю до сих пор, кто его написал, хоть всю жизнь и ищу его – «Казачий рассказ». Это было так волнующе, что я запомнила его дословно.

Спустя много лет в Донецк приехал Дмитрий Журавлев, который с 50-х годов был идеалом всех чтецов. Он приехал к нам в концертный зал филармонии, читал Пушкина. И по тому, как он читал, я поняла, что это именно его я видела тогда, в детстве, именно он читал «Казачий рассказ». Мы с ним познакомились, он несколько раз приезжал.

А когда мне было 15 лет, в мой город приехал Эммануил Каминка с программой «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема. В первом отделении он читал на идиш, во втором отделении - на русском. Но в первом отделении он читал так, что я все понимала, хоть и не знала идиш.

Потом к нам в Донецк приезжало очень много москвичей. Я в эти годы видела даже Рину Зеленую, которая читала детские произведения. Многих видела...

РАБОТАЛА С МИРОВЫМИ ЗНАМЕНИТОСТЯМИ

- Помните свое первое выступление?

- Однажды, когда мне было лет 16-17, пригласили выступить во Дворец железнодорожников. В первом отделении я читала Маяковского, а во втором – фельетон «О молодежи». После концерта ко мне подошел офицер и спросил, кто меня учил так читать. И очень удивился, когда ответила, что сама научилась. Уже в эти годы я имела успех. Когда пришло время поступать, я выбрала Днепропетровское государственное театральное училище.

У меня были замечательные педагоги. Педагог по сценической речи была женщина очень преклонного возраста, актриса еще той старой русской театральной школы. Все, что она преподавала на первом курсе, я впитывала как губка. А потом на втором курсе она ушла и уже третий-четвертый курс мной никто не занимался. Сказали, что я и сама все знала. На государственном экзамене я читала Горького «Нунча» и «Девушка и смерть» - очень серьезные вещи.

В Донецкой филармонии мастер художественного слова работает уже 60 лет. Фото: личный архив героя публикации

В Донецкой филармонии мастер художественного слова работает уже 60 лет. Фото: личный архив героя публикации

- Когда вы пришли на работу в Донецкую филармонию?

- 3 января 1963 года, работала в концертной группе «Концерт-паб» и проработала в ней примерно полтора года. Потом она распалась. И произошло удивительное совпадение: я написала заявление на должность ведущей концертного зала. И первый мой концерт – с симфоническим оркестром. Вели обычно концерты симфонического оркестра диктор телевидения Рассолов и журналисты. А тут меня попросили быть ведущей. В антракте ко мне подходили мэтры сцены, концертмейстеры и выражали свои восторги. И тогда я поняла, что пришлась ко двору. С тех пор я вела концерты на выезде и в концертном зале филармонии.

- За время своей творческой деятельности вы выступали вместе со многими мировыми знаменитостями. Расскажите о них. Кто и чем больше всего запомнился?

- Донецкая филармония считалась филиалом Москонцерта. К нам приезжали «Виртуозы Москвы» - они выступили вначале в Риге, Харькове, а потом в Донецке. Донецк был вторым городом для всех самых знаменитых исполнителей, музыкантов и коллективов. И я, работая ведущей, встречалась с совершенно удивительными людьми. Например, с Зарой Долухановой. Я ее услышала по радио, когда мне было 18 лет - она пела три арии Далилы. И после этого для меня исполнение этих арий другими вокалистами неприемлемо. Потому что то, как это делала она – это эталон. Когда она к нам приехала, мы подружились, переписывались. И так многие артисты. Они говорили мне, чтобы я уезжала в Москву, что я буду там первой. А я им отвечала, что я здесь первая.

Со многими знаменитыми коллективами я работала. И вот однажды, в 70-х годах, к нам приехал ансамбль скрипачей Большого театра - их знал весь мир. Они приехали на неделю, и я с ними объездила всю Донецкую область. В конце нашей встречи художественный руководитель ансамбля Юлий Реентович подарил мне буклет, где изображен весь коллектив. В нем он написал: «Праздник музыки прошел в Донецке! Ведущая Элеонора Шавло - высокопрофессиональная артистка, которая может украшать любые столичные сцены».

НАСТОЯЩАЯ ЛЕГЕНДА

- В одном из интервью вы сказали, что Донецкая филармония – для вас родная, стала первым и главным домом. Что для вас значит это учреждение?

- У меня здесь круг коллег, с которым я работаю много лет. Начинала работать в музыкальном лектории. Кстати, музыкальный лекторий состоял из четырех групп: детских и взрослых, в которых работали вокалисты и инструменталисты. Десять лет я проработала ведущей, ездила с исполнителями, потом меня пригласили в литературно-музыкальную группу лектория. Я более двадцати лет проработала с ними, эти люди стали для меня самыми родными, моей семьей. У меня семьи нет, я посвятила себя филармонии - работала по 25 концертов в месяц. Для меня работа в филармонии, дарить людям радость, праздник – самое главное.

Публика меня очень любила, и когда я выходила на сцену, мне устраивали овации. Исполнители-гастролеры всегда сердились, но я их так объявляла, что они срывали еще больше аплодисментов. Публика меня помнит до сих пор: узнают, подходят, желают здоровья, творческих долгих лет… Я уже не говорю о тех, кто сейчас приходят на мои новые литературно-музыкальные программы… Я - легенда.

Элеонора Шавло считает Донецкую филармонию родной. Фото: личный архив героя публикации

Элеонора Шавло считает Донецкую филармонию родной. Фото: личный архив героя публикации

- Вы принимали участие во многих грандиозных проектах, например, открывали монумент «Твоим освободителям, Донбасс». Какой самый трогательный, сложный, самый запоминающийся момент можете отметить?

- Последние годы я принимала участие в проектах с участием Главы ДНР Дениса Пушилина, в частности выступала на церемонии открытия Года русской культуры. В театре оперы и балета с симфоническим оркестром я читала финал повести Пушкина «Метель» на музыку Свиридова. А в парке Ленинского комсомола во время выступления легендарной пианистки с мировым именем Валентины Лисицы читала «Реквием» Рождественского - о погибших в годы Великой Отечественной войны.

- В 2014 году, когда начались боевые действия в Донбассе, вы не покинули Донецк. Остались в филармонии и с удвоенным рвением окунулись в работу, стремясь своим творчеством поддержать жителей. Что вас удержало?

- Творчество. Почему я должна уезжать из своего дома? Надо продолжать быть патриотом и не покидать своих зрителей.

Присоединяйтесь к нам в Telegram!

Подписывайтесь на Telegram-канал донецкой «Комсомолки» по ссылке. Узнавайте самые главные и последние новости Донбасса

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Любови Шайдер из Донецка присвоено звание заслуженного артиста РФ

Указом Президента России артисту-кукловоду Донецкого театра кукол присвоено высокое звание (подробнее)