Ясиноватский машзавод в рамках участия в кластере поставил первую проходческую машину в Кузбасс. Фото: Ясиноватский машзавод
Участие машиностроительных предприятий из ДНР в кластерах с компаниями других регионов России позволяет включаться в кооперационные цепочки, расширять ассортимент продукции и сбыт на российском рынке, а также получать инвестиционные меры поддержки по линии Минпромторга России. При этом предприятия остаются юридически самостоятельными.
Донецкий и Торезский электротехнические заводы воспользовались такой возможностью, которую предоставило правительство Чувашии. Оба предприятия в основном ориентированы на углепром, специализируются на производстве и капитальном ремонте взрывозащищенного электрооборудования, продукции машиностроительного профиля. В Торезе также освоено производство различных видов экскаваторов, погрузчиков, кранов и дополнительного оборудования к ним.
Заводы вместе с предприятиями Чувашии смогли участвовать в производстве и установке блочно-модульных подстанций 35 кВ. Они востребованы для восстановления электроснабжения Мариуполя и других городов.
Отметим, что Чувашия взяла шефство над двумя заводами еще в 2022 году. Для специалистов из ДНР было организовано обучение на базе Чебоксарского электроаппартного завода. На ЧЭАЗ прошли практику и студенты Донецкого национального технического университета, которые будут работать на электротехнических заводах ДНР.
Зампредседателя правительства ДНР Владислав Васильев считает Донецкий электротехнический завод одним из наиболее сохранившихся промышленных объектов региона. Здесь налажен полный производственный цикл изготовления и ремонта двигателей. Только требуется точечная модернизация. Поэтому ДЭТЗ крайне интересен для инвесторов.
Вместе с вице-премьером на заводе побывали и потенциальные инвесторы из белорусского «Могилевлифтмаша».
- На ДЭТЗ можно организовать производство и ремонт электродвигателей для лифтов. Сейчас ремонтный фонд - более 8 тысяч лифтов только по Донецку, - сообщил Владислав Васильев. Кстати, в ДНР при участии «Могилевлифтмаша» начал работу кластер по производству и восстановлению лифтов. В него вошли 13 предприятий.
Также в планах правительства наладить на базе ДЭТЗ производство комплектующих и узлов для трамваев.
- На очереди - Усть-Катавский вагоностроительный завод, который может быть заинтересован в размещении производства трамвайных вагонов в республике. Мы обязательно вдохнем новую жизнь в ДЭТЗ, - заявил вице-премьер.
Планы развития производства на Торезском электротехническом заводе также обсуждаются с потенциальным инвестором. По словам вице-премьера, стоит задача, чтобы инвестор создал дополнительные линейки продукции, востребованные в современных реалиях рынка, а также обеспечил подготовку квалифицированных кадров.
Еще один успешный пример связан с Ясиноватским машиностроительным заводом. При поддержке правительств ДНР и Кузбасса создан межрегиональный промышленный кластер «КЭМЗ». Его ключевая задача - производство для подземных горных выработок и строительства метрополитена высококачественного оборудования, которое станет достойной заменой импорту.
ЯМЗ уже поставил первую проходческую машину в Кузбасс - важный задел с точки зрения рынков сбыта. А для модернизации производства и внедрения новых технологий в ближайшее время ожидается поставка на завод нового оборудования. Параллельно решается и проблема привлечения специалистов - это один из самых больных вопросов для машиностроителей ДНР.