Премия Рунета-2020
Донецк
+9°
Boom metrics
Общество21 ноября 2018 10:47

Уличный музыкант из донецкого трамвая: Молодежь аплодирует часто, а пенсионеры посылают работать в шахту!

Корреспондент «Комсомолки» разузнал, сколько зарабатывают певцы в общественном транспорте и как они делят между собой «точки»
Кто они - музыканты, которых мы встречаем в трамваях?

Кто они - музыканты, которых мы встречаем в трамваях?

Фото: Никита МАКАРЕНКОВ

Уличного музыканта Александра Сергеевича я встретил в одном из донецких трамваев. Меня так тронул баритон мужчины, что я проехал свою остановку и даже не пожалел об этом. С виду певец не был похож на попрошаек, которые частенько встречаются в общественном транспорте. Именно поэтому я решил пообщаться с артистом. Он не отказался, назначил определенное место встречи и точное время. А пока заспешил.

- Извините, много работы, до встречи! – сказал Александр и запрыгнул в следующий трамвай.

Работал директором дома культуры

Ровно в три часа дня Саша, так он разрешил мне себя называть, ждал меня на Набережной.

- Я уличный музыкант – это моя профессия, заниматься в таком амплуа я начал, когда мне было немногим больше двадцати лет. В то время мало кто работал по трамваям. Я был одним из первых. Была еще одна компания из Донецка и Ясиноватой, но те ребята ходили по электричкам впятером. По переходам еще работали, но мало - панки и хиппи в основном…

- Почему решили заняться уличным пением?

- Мой старший брат увидел одного парня, который очень хорошо играл, и сказал мне: «А почему бы и тебе не попробовать?» Я согласился, и мне понравилось, как люди принимают меня. Начал работать по электричкам в родном Краматорске, потом в Харькове, затем в Петербурге, где прожил пять лет. Там было прекрасно! Бывало, что из вагона по сорок минут не отпускали, платили много, только чтобы играл. Там я работал с ребятами втроем, потом стал исполнять песни акапельно. Были и заказы на вечера. По пять раз на месяц звало выступить казачество.

- Потом решили переехать в Донецк?

- Я еще немного поколесил перед этим. Уехал в Чернигов. Директором дома культуры работал года два. Там у меня был детский хор, которому я аккомпанировал. Это родные места Леонида Кучмы - он там родился. На тот момент председателем сельсовета был его двоюродный брат. Мы с ним не сошлись характерами, и я вернулся в Донбасс.

Музыкант донецкого трамвая

Музыкант донецкого трамвая

Не путайте творцов с попрошайками!

- Занимались профессионально музыкой?

- Я музыкальных школ не заканчивал. В шесть лет прочитал книгу - самоучитель по фортепьяно, которое мне подарил отец. Он любил этот инструмент. Я играл в школьном инструментальном ансамбле. Позже обучился всему: гитара, альт, труба в оркестре, ударные...

- Не все отличают уличного музыканта от попрошайки?

- Так бывает частенько - это довольно обидно для меня. Человек работает, а люди считают, что он просто просит деньги. Нужно понимать, что уличные музыканты - это отдельная каста. Во всем мире уличные музыканты признаны. Они получают пенсию – не по безработице, а именно как уличные музыканты, имеют страховой полис. Это обычные социально-устроенные люди. Точно такие же, как и другие уличные артисты – жонглеры, стендаперы...

- И все же - как людям понять, что это не обычный попрошайка, который поет только ради милостыни?

- Это видно даже внешне. Уважающий себя уличный музыкант не будет выглядеть как попрошайка, не оденется дешево и лишь бы во что. Он будет выглядеть достойно, и инструмент у него будет хороший. Он никогда не скажет «помогите» или «подайте». Я за двадцать лет ни разу не произносил эти слова во время работы.

Не любит «аскеров»

- Слышал, что есть даже День уличных музыкантов...

- Он отмечается во всем мире. В одном из городов Европы съезжаются уличные артисты, показывают себя и делятся опытом. В Санкт-Петербурге тоже проходит фестиваль уличных артистов.

- Это направление больше развито в России, чем у нас?

- Лет пять назад в Москве взялись за такое дело. Еще полностью не легализировали уличных артистов, но разрешили играть в некоторых местах, в том числе и в метро… Можно и «на шляпу» играть, но ни в коем случае не с «аскерами».

- Кто такие «аскеры»?

- Девочки, которые ходят и просят «помочь бедным музыкантам». Как по мне, так это ужасно - портит дух и культуру уличных музыкантов. У настоящих уличных артистов задача не столько заработать, сколько подарить людям радость. Человеку грустно, его развеселили – разве это плохо?

- Возможно, со временем и к нам придет понимание того, что уличный музыкант - тоже профессия?

- Во всем мире это называется «баскинг». Приезжаешь в специальную контору на прослушивание. У них есть распорядок – кто, где и в какое время работает. Если проходишь прослушивание, тебе выделяют место и время, чтобы приходил играть, как на работу. Ты получаешь даже определенный бейдж. Если так и в России будет, то отношение к нам изменится.

Начинает рабочий день с вальса Петрова

- Какой у вас репертуар?

- Сейчас я пою много песен. Пою то, за что платят. Пытаюсь регулярно менять репертуар. У меня друг сам пишет патриотические песни о войне, про наш родной Донбасс. Другой товарищ рок-музыку играет. У каждого своя фишка. Я же знаю, что песни о Донецке и шахтерах слушают все. Заметил, что во время войны такие песни стала слушать молодежь. И платят очень хорошо.

- У вас есть песня, с которой начинаете рабочий день?

- С самого детства со мной происходит необъяснимая вещь. Каждое утро, когда я просыпаюсь, у меня в голове звучит какая-то песня. Бывают такие, которые я не слышал лет двадцать. А первой мелодией я всегда напеваю вальс Петрова. Это стало моей традицией.

- Тяжело работать без всяких музыкальных инструментов?

- Я раньше пел с гитарой. Сейчас исполняю акапельно. И это даже лучше – зарабатывать больше стал.

- Часто аплодируют?

- Из десяти трамваев где-то два аплодируют.

Каждые выходные знаменитые дедушки из дуэт Донбасс Арена устраивают концерты на улицах столицы

Каждые выходные знаменитые дедушки из дуэт Донбасс Арена устраивают концерты на улицах столицы

Фото: Никита МАКАРЕНКОВ

Девочка помогла спеть «В светлом небе донецком»

- Люди вам подпевали когда-нибудь?

- Особенно в начале войны. Но был случай и недавно. Как-то в трамвае я пел «В светлом небе донецком». И девочка лет шести с первой до последней строчки пропела эту песню вместе со мной - нотка в нотку. Я бы с ней в паре работал. Так красиво было и приятно. Эту песню мало кто из взрослых знает, а девочка как будто жила в тот момент песней. Молодежь - очень адекватная, благодарят меня часто. Значит, следующее поколение будет нормально реагировать на уличных музыкантов...

- А бывает так, что пассажиры негативно реагируют на ваше пение?

- Иногда одной простой фразой оскорбляют. Те, кто постарше, особенно пенсионеры, часто говорят: «Иди в шахту работай или дворником». Так скажите это Антонову, Лепсу, Киркорову - почему они в шахте не работают? Люди, но кто-то же должен этим заниматься?! Бывает так, что спрашивают, почему я пою про войну, мол, я же не воевал. У меня в мыслях ответ тот же: на сцене ведь поют про войну, и им этого никто не запрещает. Те, кто пытается оскорбить человека, ничего не зная о нем, показывают свой низкий уровень культуры. Мне их жаль.

Из-за болезни не стал военным

- Водители трамваев не прогоняют?

- Они к этому относятся адекватно. К тому же я работаю на одном маршруте, и меня знают. Но все же встречаются такие водители, которые посреди песни останавливают трамвай и говорят мне, что здесь петь нельзя. Но ведь когда я захожу через переднюю дверь, они знают, кто я, но меня не предупреждают об этом. А во время работы нарочно прерывают меня - это очень некрасиво.

- Возмущаетесь?

- Я никогда не скандалю, понимаю, что у человека может просто болеть голова или настроения нет. С людьми я тоже в споры не вступаю. Во-первых, это этикет. Во-вторых, у меня для этого не хватит нервов и здоровья. Когда я работал в Московском метро, там было немного по-другому. Деньги полиции дал, и играй себе спокойно. Боялись лишь контролеров. Они без разговоров отбирали то, что тебе бросили люди.

- Во время войны не уезжали из Донецка?

- Нет. Когда все только началось, я еще работал с гитарой. Тогда часто пел «Не спешите нас хоронить». С одной стороны, мне было стыдно с этой песней работать. Это называется - под музыку играть музыку. Я не люблю таких вещей - давить на то, что болит и без меня. Но с другой стороны, это поддерживало людей. Я же хотел воевать идти, когда все закрутилось. Но из-за моей болезни не вышло. У меня астма с детства. Когда наши еще в Славянске были, я пришел записываться и сказал, что мне без баллончика никуда. Мне ответили, что покупать его мне никто не будет, так что я загнусь со временем. Каждые пять дней мне приходится покупать лекарства. Когда бывают обострения, нужно колоть внутривенно.

- Семья у вас есть?

- Дочка и сын - от первого брака – взрослые уже. Со своей второй супругой мы живем уже больше десяти лет. Падчерица внука родила, так что радость в жизни есть.

Средний заработок музыканта

- Сколько зарабатывают уличные музыканты?

- Мы как на рыбалке. Это зависит от песен, от голоса, от настроения людей, от твоей подачи... Если я в голосе, то и заработок хороший. Сейчас вот я простудился. Вчера часа три поработал всего. А так все музыканты зарабатывают хорошо.

- В среднем сколько?

- Хороший музыкант за выход (часов пять) в день может заработать 400-500 рублей, а то и больше.

- Есть между вами и вашими коллегами какие-то разборки из-за места или времени?

- Когда мы начинали работать, у нас у всех были свои маршруты. Сейчас тоже есть негласные договоренности. Я работаю на одном отрезке маршрута. Потом идет пустой промежуток, а следом - отрезок других музыкантов. Это делается для того, чтобы мы не ездили друг за другом. В Донецке нас осталось трое – это я про тех, кто работает по трамваям. Летом мы иногда поем на рынках. Тоже созваниваемся и договариваемся – кто, где и когда поет.

- Попрошайки не мешают?

- Частенько. Бывает, заходишь в трамвай, а они начинают свою «зачитку» - так называется их заготовленная речь. Чаще всего это выдуманные истории. Перебивают работу, ведь мне приходится выходить. Многие обманывают людей. Человек делает вид, что хромает, а на самом деле он бегает, когда выходит из трамвая.

- У вас есть мечта?

- Из нынешних рок-музыкантов многие начинали именно так. В 90-х годах они могли петь в переходах, а сейчас мы слушаем их с большой сцены. Те же Земфира, Чичерина, Сурганова, Лагутенко... все они начинали на улице. Я мечтаю, чтобы наш народ понял, что уличные артисты – это люди, которые любят свою профессию. Чтобы власти все это узаконили и не усложняли нам жизнь.