Премия Рунета-2020
Донецк
+16°
Boom metrics
Политика31 марта 2018 17:42

Командир полка спецназа ДНР Евгений РЯДНОВ: У меня восемь детей, и в 2014-м надо было выбирать, в какой стране они жить будут

Год назад Евгений Анатольевич возглавил элитную воинскую часть, которая воюет на передовой и охраняет Главу Республики
Евгений Ряднов прошел многое горячие точки Донбасса, а год назад ему доверили командовать элитой армии ДНР. Фото: Личный архив Евгения РЯДНОВА

Евгений Ряднов прошел многое горячие точки Донбасса, а год назад ему доверили командовать элитой армии ДНР. Фото: Личный архив Евгения РЯДНОВА

Девятнадцатого апреля исполнится два года, как в ДНР был создан полк специального назначения.

- В его состав вошли знаменитые подразделения – «Пятнашка», «Чечен», «Патриот», - рассказывает командир полка подполковник Евгений Ряднов. – Они воевали во многих горячих точках Донбасса. Это люди, которые показали себя с лучшей стороны. Инициатива создания полка спецназа принадлежит полковнику Александру Семерею – офицеру по особо важным делам (военному адъютанту) Главы ДНР Александра Захарченко. Он курирует полк, вникает в нашу повседневную жизнь. Всячески помогает. А задачи у спецназа самые разные. Наши бойцы находятся на передовой. И в то же время привлекаются к охране Главы Республики, к выполнению других задач.

Противник устраивает провокации

Мы беседуем в кабинете Евгения Анатольевича. Обращаю внимание на пулемет Калашникова – он стоит на полу возле окна на сошках. С виду обычный. Вот только ствол с пламегасителем отличаются от привычного оружия пехоты.

- Это танковый вариант ПК. Мы его переделали, сошки установили. Такой ствол полторы тысячи выстрелов выдерживает, если стрелять непрерывно. Отлично показал себя в боях с украинской армией.

- Противник сейчас сильно изменился по сравнению с 2014-м?

- Раньше украинские военные были хуже обучены. Сейчас офицеры прошли подготовку за границей. Учат их американцы, немцы, поляки. Серьезно натаскивают на Яворовском полигоне во Львовской области. Но и мы не стоим на месте. У нас тоже есть полигоны. И уровень подготовки бойцов сейчас, конечно же, отличается от обученности ополченцев, многие из которых в 2014 году впервые взяли в руки оружие. Это уже армия, где каждый понимает поставленную перед ним задачу.

Спецназовцу Ряднову приходилось и с поляками воевать – такие вот трофеи доставались. Фото: Личный архив Евгения РЯДНОВА

Спецназовцу Ряднову приходилось и с поляками воевать – такие вот трофеи доставались. Фото: Личный архив Евгения РЯДНОВА

- В полку ведь служат не только прошедшие бои.

- Мы ведем набор пополнения. Приходит молодежь. Как и положено, новички в течение месяца проходят курс молодого бойца. Их обучают более опытные воины. Только после этого новички попадают на передовую. Но и там они действуют под контролем старших товарищей.

- На линии соприкосновения сейчас идет позиционная война. Для армии самое тяжелое – топтание на месте. Месяцами и уже годами. У военных теряется мотивация к победе. Как поддерживаете у бойцов моральный дух? О чем приходится говорить в такой ситуации?

- Люди у нас в полку служат по зову сердца. Они прошли через бои и прекрасно знают, для чего они здесь. Есть понимание: командир сказал – значит надо выполнять. Это не 14-й год.

- ВСУ сейчас активно занимают «серые» зоны, подходят все ближе к позициям армии ДНР. Вы как-то на это реагируете?

- «Серую» зону мы не занимаем – придерживаемся Минских договоренностей. А украинские военные подходят к нам ближе и любыми способами пытаются спровоцировать. В частности – привозят наблюдателей ОБСЕ, журналистов. Открывают огонь, чтобы вынудить нас на «ответку». А потом зафиксировать это как нарушение соглашений.

На полигоне воины отрабатывают ситуации реального боя. Фото: Личный архив Евгения РЯДНОВА

На полигоне воины отрабатывают ситуации реального боя. Фото: Личный архив Евгения РЯДНОВА

- Обратил внимание - полк не только боевыми задачами занимается. Еще и автогонки организовывает, соревнования по каратэ. Гуманитарную помощь в обстреливаемые районы возите. Почему для вас это так важно?

- Там же наши люди живут, они в прямом смысле бедствуют. Мы еще в школы ходим. Рассказываем детям об опасности неразорвавшихся боеприпасов. Советуем, как поступать, если найдут. Это беда любой войны - ранения и гибель ребятишек от мин и боеприпасов. А соревнования устраиваем, чтобы бойцов от войны отвлечь. Чтобы они знали – есть мирная жизнь.

Как стал Немцем

Позывной у Евгения Ряднова - Немец.

- Почему именно Немец? Какие-то немецкие корни в семье?

- С 1989-го по 91-й служил в Западной группе войск. Она дислоцировалась на территории ГДР, а потом уже и объединенной Германии. Когда начались события в Донбассе и я пошел в ополчение, меня спросили: «Где служил?» Сказал – в Германии. «Тогда у тебя будет позывной Немец». Так я и стал Немцем.

До войны Ряднов жил в Константиновке.

- Это моя родина. В Константиновке родился и мой отец. Перед войной я занимался бизнесом – грузоперевозками и строительством. Были свои бригады.

О коммерции пришлось забыть. Хотя, конечно, мог отсидеться, выждать, пока все «устаканится», посмотреть, чья возьмет.

- А что бизнес? У меня вот восемь детей - четыре сына и четыре дочки, - говорит Евгений Анатольевич. - Старшей 30 лет, младшей – 9. Еще два внука и три внучки. В 2014-м надо было выбирать, в какой стране они жить будут.

И тут я совсем отказываюсь понимать – в обычной жизни его бы в армию точно не призвали. Кто ж лишит, даже на время, большую семью кормильца? А здесь – пошел на баррикады во имя идеи, пусть даже с таким красивым названием, как «Русский мир».

- Жена-то вот так запросто и отпустила?

- Она восприняла с пониманием. Конфликта в семье - для чего это нужно - не было. Мы оба с Татьяной не хотели, чтобы сюда пришли фашисты и рассказывали нам, как жить. У меня оба деда воевали. И отдать новым фашистам их победу мы не хотели. И еще - когда я служил в группе войск в Германии, видел, как политики предали Советскую армию. И что стало потом с СССР. Теперь НАТО уже подгребает под себя Украину. Сколько можно дальше отступать?

Воевала половина семьи

Служба в ополчении у Ряднова началась с блокпостов в родном городе. Из вооружения - палки да «коктейли Молотова». У кого-то - охотничье ружье. И никаких «вежливых зеленых человечков» рядом. Зато каратели из добробатов с автоматами могли в любой момент нагрянуть. Как это случилось в соседнем Красноармейске. Там расстреляли жителей, пришедших 11 мая на референдум.

Это уже потом Немец обзавелся оружием. Судьба занесла его в самое пекло под Славянск, воевал в диверсионно-разведывательной группе «Рязань». А были еще Луганск, Алчевск, Димитров, Дубровка, Дмитровка…

– В Новопавловке мы столкнулись с поляками. Они там шахту держали, а мы их оттуда выбивали.

После перехода Стрелкова из Славянска в Донецк украинская армия заняла Константиновку. Все случилось очень быстро. Времени для сборов у семьи совсем не было, прихватили только самое необходимое. Почему-то верилось, что ненадолго. Теперь дом «на той стороне» уже три с половиной года. Когда Рядновы вернутся на малую родину, неизвестно. И конечно же, у Евгения Анатольевича имеется свой железобетонный мотив: чтобы территорией ДНР стала вся Донецкая область. Об этом часто говорит Захарченко. Не для красивого словца – голосовали-то на референдуме жители всего региона.

А потом были Минск-1, Минск-2. Соглашения, подписанные во имя урегулирования конфликта в Донбассе, так и не принесли мир многострадальному народу, разделили его линией соприкосновения.

Хотя если бы ополчение не останавливали политики, граница была бы значительно западнее, чем сейчас. Возможность такая возникла зимой 2015 года после котла, в который угодили лучшие части ВСУ. В тот период одним из тяжелейших боев, выпавших на долю Немца, было взятие Углегорска.

- У нас тогда в спецназе ГРУ ДНР немало раненых было. Один погиб, - вспоминает Ряднов. – А потом мы в Логвиново четверо суток украинскую армию сдерживали. Тогда трое ребят погибли.

Бой за это село в феврале 2015 года стал решающим в судьбе окруженных в Дебальцево частей ВСУ. Они так и не смогли вырваться из котла по дороге, которая шла через Логвиново на Артемовск. И помощь тоже к ним не пробилась. Через 72 года повторилась история Сталинградской битвы.

За Углегорск Ряднов награжден Георгиевским крестом 4-й степени. Кстати, в боях за этот город участвовала и дочь Евгения Анатольевича – Светлана. Она была медиком, а ее муж - командиром роты.

Был в ополчении сын Максим – он получил от взрыва бутылки с зажигательной смесью ожог спины и ноги, когда дежурил на баррикаде в Константиновке. Другой сын – Евгений сейчас ждет, когда ему в апреле исполнится 18 лет, чтобы пойти в армию солдатом.

Такие вот они – Рядновы. Еще недавно у них была обычная мирная жизнь. Пока в Донбасс не пришла война...

Разведчикам, как и шахтерам, желают одного: чтобы количество переходов линии фронта было равно количеству возвращений. Фото: Яна БАША/Новороссия

Разведчикам, как и шахтерам, желают одного: чтобы количество переходов линии фронта было равно количеству возвращений. Фото: Яна БАША/Новороссия

О чем не говорят герои

Сейчас с Евгением Анатольевичем живут четверо младших детей. Им отец мало рассказывает о минувших боях.

- Они знают ровно столько, сколько им знать положено. Без подробностей, - делится Немец. - О войне не хочется вспоминать. Тяжело…

Не потому, что комполка сказать нечего. И не по причине природной скромности. По своему опыту знаю – ничто так не характеризует служивого человека, как его рассказ о своем участии на войне. Обычно лишь спросишь собеседника о подвигах, потом едва успеваешь записывать его рассказ. Реже встречаются такие, как Немец. У них свое восприятие войны, где люди не в снежки играют - убивают друг друга.

Кстати, про спецназ ГРУ ДНР, где Ряднов был командиром одного из отрядов, украинские СМИ писали всякие гадости. Понятно, что не святые люди те, кто ходит по грани жизни и смерти. А у коллег из незалежной работа такая – преувеличивать проблемы или высасывать из пальца что-то дурное о республиках Донбасса. Но насчет Немца ничего плохого сказано не было. «Трудяга войны» - такую короткую характеристику дали Ряднову. Редкий случай некоего признания, уважения к противнику - я бы так сказал.

Авторитет не криком завоевывается

У Евгения Анатольевича тихий голос. Во время разговора спокоен. Такой себе разумный мужик из Донбасса. Совсем не вяжется с привычным образом комполка спецназа, где каждый боец – сорвиголова.

- Ну, ты это напрасно про Немца так подумал, - сказал один из офицеров, с которым я поделился сомнениями в способности жестко управлять подчиненными. - Если ты напортачил, то «вставит» так, что мало не покажется. Главное, что всегда по делу. Тут, как говорится, без обид. Мужики это ценят.

Ряднову я не случайно задал вопрос: «Бойцы у вас служат героические. Но и с характером крутым. Наверное, с ними сложно работать?»

- В полку все люди понимающие. Обычно лишний раз повторять не приходится, - коротко прокомментировал Немец.

Хотя понимаю, что непросто держать в одном кулаке такие разные подразделения, как «Пятнашка», «Чечен» и «Патриот». Наверное, Александр Захарченко не ошибся, когда год назад назначил Евгения Ряднова командиром полка спецназа.

Их символ – гвоздика. Фото: Личный архив Евгения РЯДНОВА

Их символ – гвоздика. Фото: Личный архив Евгения РЯДНОВА

АТРИБУТЫ

Их символ – гвоздика

У полка спецназа есть своя эмблема.

- В центре эмблемы Герб ДНР - свидетельство принадлежности полка к Главе Республики.

- Герб изображен на фоне гвоздики. Она - символ военной разведки. И означает стойкость, преданность, непреклонность в достижении поставленных целей.

- 4 звезды - это 4 отряда в составе полка: «Чечен», «Пятнашка», «Патриот» и отряд Захара Прилепина.

- Аббревиатура - МО ПСН ДНР на фоне цветов флага ДНР – расшифровывается так: Министерство обороны, полк специального назначения, Донецкая Народная Республика.

КСТАТИ

Девиз полка спецназа – «Победа вопреки всему!» И в этом кроется особый смысл. Ведь раньше часто говорили: добились победы БЛАГОДАРЯ тому-то. Но обстоятельства в 2014 году часто складывались так, что победить можно было только ВОПРЕКИ всему.