Премия Рунета-2020
Донецк
+23°
Boom metrics
Политика27 марта 2018 12:30

Ирина ДИКУН, человек года в номинации «Открытое сердце»: У нас, как у мушкетеров, один за всех и все за одного!

Корреспондент «КП» побывал во фронтовом Зайцево, глава которого победила в республиканском конкурсе
Ирина Дикун показывает книгу «Квакенбрюк», подаренную гостем из Германии Андреасом Маурером, и говорит, что в Зайцево будет так же красиво

Ирина Дикун показывает книгу «Квакенбрюк», подаренную гостем из Германии Андреасом Маурером, и говорит, что в Зайцево будет так же красиво

Фото: Роман ПОБЕРЕЖНЮК

В январе впервые в Республике прошла церемония награждения «Человек года». Дипломы и сертификаты на 50 тысяч рублей вручал Глава ДНР Александр Захарченко. В номинации «Открытое сердце» победила жительница Зайцево Ирина Дикун. Она с первых дней войны помогала оставшимся в поселке людям, в то время как весь поссовет сбежал на Украину. Поселок оказался на передовой. И сейчас для украинских вояк Зайцево – это ворота в Горловку.

В Зайцево я приехал в конце марта, когда улицы нежданно занесло снегом. За чашкой горячего чая Ирина Дикун поведала, через что пришлось пройти жителям и в чем сейчас они черпают силы.

ВСЕ БРОСИЛА И ПЕРЕЕХАЛА В ЗАЙЦЕВО

- Ирина Вячеславовна, как вы стали главой Зайцево?

- В Зайцево я приехала из Славянска в конце 2011 года. До этого в Славянске работала в солевой компании специалистом по развитию экономики. Первый мой брак оказался неудачным. Развелась. В Зайцево купила дом в рассрочку. Моим соседом оказался директор КП «Зайцевосервис» Владимир Кулибаба. Он вошел в мое положение и взял на работу простым бухгалтером. Так, устроившись на новом месте, я забрала от мамы сыновей Данила и Кирилла и устроила их в детский садик.

Въезд в поселок

Въезд в поселок

Фото: Роман ПОБЕРЕЖНЮК

Шло время, принимала платежки по закупке могил. Владимир Петрович увидел, что человек я ответственный и назначил меня главным бухгалтером. Все было нормально, пока поселковым головой не стал Веселкин. Он привел свою команду. Директором «Зайцевосервис» стал его родственник, а меня пытались убрать. Но им этого не удалось - проверяющие не нашли нарушений в моей работе.

Началась война. Они уехали в Украину, забрав все оборудование и документацию. Поселок Зайцево не был подконтролен никому. Как в «Свадьбе в Малиновке», утром заходила Украина, а после обеда – ДНР. Флаг поселковой администрации менялся каждый день. Тогда «Грады» работали по Горловке из Артемовска. Что не долетало, разрывалось у нас…

Потом в определенный момент в Зайцево с трех сторон въехали украинские танки. Было очень страшно: они прямой наводкой расстреляли здание поссовета. Танкистами командовал ставший командиром Веселкин. Горели поссовет, почта и отделение банка. Погибли жители, шедшие на работу.

Тогда в Зайцево находились пятнадцать мальчиков-военнослужащих ДНР. Они не дрогнули – выстояли против стольких! Они настоящие герои! Многих ранило.

Естественно, поселковая администрация самораспустилась. Не на чем было работать. Собирались все перенести в Никитовскую администрацию. Хотя ездить в соседний поселок за справкой или консультацией для людей преклонного возраста неудобно, да и здоровье не позволяет.

Я осталась в Зайцево, потому что кладбища никуда не делись. Вскоре Александр Алипов назначил меня директором «Зайцевосервис» – единственного в поселке предприятия, которое работало.

Все это время я не могла оставаться равнодушной к проблемам ставшего родным поселка, помогала старикам. Отвозила в Горловку бумаги, привозила уже готовые документы. Решала вопросы благоустройства. Когда прорывала вода, организовывала аварийку. Так вела весь поселок в течение двух лет.

Затем глава Никитовской администрации поручил «Зайцевосервис» выдавать населению справки на уголь, о составе семьи и другие. В функцию КП теперь входила и выдача стройматериалов разрушенцам. У меня появились команда единомышленников, с которыми также фасовала гуманитарную помощь и раздавала ее под обстрелами.

Ирина Дикун со своей командой. Фото: из личного архива

Ирина Дикун со своей командой. Фото: из личного архива

В июле 2016 года Глава ДНР Александр Захарченко поставил руководить Горловкой Ивана Приходько. Ивану Сергеевичу люди написали письмо с предложением назначить меня главой Зайцево. Я вступила в должность 2 ноября того же года. Саму поселковую администрацию открыла 1 сентября (на сегодня после пожара в администрации восстановлено одно крыло на первом этаже. – Авт.).

СПАСЛА ДЕТЕЙ ИЗ ГОРЯЩЕЙ ШКОЛЫ

- Слышал, вы спасали учеников из горящей школы…

- Весной 2016 года, когда ко мне приезжали знакомые на микроавтобусе, начался обстрел. Танковые снаряды летели из Жованки – оккупированной части Зайцево.

Жители сказали, что загорелась школа. Я попросила водителя микроавтобуса отвезти меня к школе. Кругом свистели пули, разрывались снаряды… было очень страшно. Когда же подъехали, страх куда-то делся. Я выбежала из микроавтобуса. Военнослужащие были уже возле школы. Мы вместе вытаскивали детей через окна. Совсем юные ребята, построившись так, чтобы собою закрыть детей от пуль, передавали их в микроавтобус. Всех школьников привезли в клуб, здание с самыми толстыми в поселке стенами. Дети были сильно напуганы. Одного из учителей ранило.

Чтобы не рисковать детскими жизнями, занятий в Зайцевской школе больше не было. Классы открыли в расположенной в центре поселка библиотеке. Сейчас детей возит школьный автобус в соседнюю Никитовку.

ВСУ ОБСТРЕЛИВАЮТ СО ВСЕХ СТОРОН

- Какая часть Зайцево занята украинскими войсками?

- Меньшая часть: Бахмутка и Жованка. Как засели у нас осенью 2015 года, так и начались полномасштабные боевые действия. До сих пор не прекращают обстреливать. Перемирие соблюдают максимум два-три дня.

- Как поменялась жизнь после того, как линия соприкосновения разделила поселок?

- Теперь не можем ходить друг к другу в гости. ВСУ заминировали северную часть Зайцево. Двое жителей Бахмутки не знали и пошли в центр за хлебом. Оба погибли.

Чтобы людям попасть к нам, сначала необходимо добраться до Артемовска, потом проехать по дороге на Майорск, перейти границу и заехать со стороны Никитовки. На дорогу уходит три часа. А мои жители и вовсе не могут поехать на ту сторону Зайцево. Их не пускают проведать собственные дома, поскольку нет в списках проживающих там. Нашу южную часть поселка обстреливают со всех сторон: из Майорска, Жованки, Бахмутки, Свинокомплекса, а сейчас еще из Гладосово. Отсюда до ближайших украинских позиций всего 800 метров.

Второй этаж поселковой администрации еще предстоит восстановить

Второй этаж поселковой администрации еще предстоит восстановить

Фото: Роман ПОБЕРЕЖНЮК

ВЫВОЗИЛА ЛЮДЕЙ ИЗ «СЕРЫХ ЗОН»

- Куда попадают снаряды?

- В жилой массив, где нет военнослужащих. Порой снаряды рвутся в центре поселка.

- Какова судьба людей, оказавшихся между позициями сторон, в «серой зоне»?

- У нас сто метров улицы Рыбалко стали «серой зоной». Там, на неподконтрольной ни Украине, ни ДНР территории, и сейчас живут в некоторых домах. Я сама не единожды переселяла людей из «серой зоны». Вывозила раненых и убитых – «скорая» туда не едет.

- Что собой представляет сегодня Зайцево?

- У нас два магазина, медпункт, клуб, библиотека и церковь. Отец Николай приезжает из Горловки вести службу.

- Ирина Вячеславовна, сколько в поселке осталось людей?

- 1600 человек (до войны было 3500 жителей. – Авт.), в том числе 200 детей. В Зайцево погибли 80 мирных жителей, в их числе трое детей.

Первой умерла 13-летняя девочка. Она спасла всю свою семью, а сама не успела забежать в дом. Осколок попал ей в голову, когда она выбежала во двор за собакой.

Один ребенок погиб вместе с семьей – снаряд разорвался в их доме. В Зайцево каждый второй-третий если не ранен, то контужен.

- У вас у самой была контузия.

- Тогда, в 2016 году, я обследовала дома, разрушенные в результате артобстрела с украинской стороны. Обследовать пострадавшее жилье я выезжаю после каждого обстрела. Фиксируем свежие повреждения и выдаем помощь, кому, какая требуется. Также передаем информацию в силовые структуры Республики, чтобы зафиксировали воронки, а потом вычислили, откуда велся обстрел.

Часто после артударов вытаскиваем пострадавших из-под завалов. Так, недавно на улице Красный Партизан в собственном доме завалило женщину – прилет был в коридор. В тот момент она была с мужчиной. Он и попросил помощи. У каждого жителя есть мой номер телефона. Знаете, у нас, как у мушкетеров, один за всех и все за одного! Люди могут обратиться ко мне в любое время суток, и я приложу максимум усилий, чтобы помочь.

У ДЕТЕЙ УКРАЛИ ДЕТСТВО

- Дети лишены детства…

- Дети общаются в школе, после школы не выходят из дома. Мы никуда не отпускаем их. Неизвестно, когда с украинской стороны начнется очередной обстрел. Недавно середь бела дня прямо на спортивной площадке в центре поселка разорвались два снаряда. К счастью, обошлось.

Еще у нас обстреляли школьный автобус. Это какой бесчеловечностью надо обладать, чтобы, зная, что в поселке в 7:20 отходит школьный автобус, целенаправленно открыть огонь? Стреляли из северной части Зайцево. Снаряды оставляли в асфальте воронки, пока автобус с детьми не выехал из поселка.

И еще. Наши дети благодарны самому элементарному. В том же музее побывать… Там они общаются, обнимаются, целуются, будто не виделись десять лет.

ДОМА ВЫЖИГАЮТ ЦЕЛЫМИ УЛИЦАМИ

- Поддерживает ли руководство Республики?

- Я постоянно на связи с главой Горловки Иваном Приходько. Он приезжает с командой, узнает, какая нам необходима помощь. Когда ВСУ в Зайцево убили отца троих детей, руководитель Горловки, будучи в Донецке, очень быстро прибыл. Спасибо Александру Захарченко, что нам такого главу поставил. Приходько – хозяйственник. Он поддерживает здравые идеи и сам порой подсказывает. С ним легко работать.

Нас поддерживает и сам Александр Владимирович. Эту зиму перезимовали благодаря углю от Главы ДНР.

- В поселке появился свет, а его не было аж полтора года…

- Мы были подпитаны из Артемовска. Чтобы восстановить разрушенную ВСУ линию электропередач, выезжал РЭС. Каждый раз электромонтеры только поднимались на вышку, как украинские вояки открывали по ним огонь из минометов и стрелкового оружия. Сейчас Зайцево подключили из Горловки. Кабель нам привезли волонтеры из Москвы. Они специально проводили в столице России акцию и приобрели его на собранные полтора миллиона рублей. Теперь питающий кабель проложен под землей. На этом я настояла. Сейчас проводим проводной интернет. Уже подключены первые дома.

- В поселке много сгоревших домов…

- Раньше к нам не ехали пожарные машины. Дома выгорели из-за украинских «зажигалок». Исчезли полностью улицы Лисянского, Мирная, Руднева, Мануильского и Маресьева… Об этом я рассказала Ивану Приходько. Теперь в Зайцево дома тушат. На каждый пожар я еду вместе с огнеборцами.

Уверена, ВСУ бьют по жилым домам, чтобы люди побросали все и спасались бегством, а они могли начать полномасштабное наступление. Как ни крути, а за мирных жителей Европа дает по голове Украине. Разбирательства в Страсбурге никто не отменял.

ОБСЕ ОТРЕАГИРОВАЛА ЧЕРЕЗ ТРИ ДНЯ

- Ирина Вячеславовна, как вам одной удается вытягивать целый поселок?

- Если бы не мой мужчина Александр, который постоянно поддерживает, даже и не знаю, справилась бы. Бывает, прихожу домой и плачу ему в жилетку. Говорю: «Все, не могу, устала». Но на следующее утро иду на работу с новыми силами и уверенностью, что не оставлю Зайцево. Не смогут подвести людей, выбравших меня.

Ирина Дикун с семьей. Фото: из личного архива

Ирина Дикун с семьей. Фото: из личного архива

Еще я благодарна своей бесстрашной команде, которая всюду со мной.

- Поселок недавно посетила делегация из Германии и Норвегии…

- Председатель общественной организации «Народная дипломатия» в Германии Андреас Маурер рассказал, что на родине им преподносили: Зайцево – это военный городок. А он воочию убедился, что это не так. Андреас подарил мне книгу «Квакенбрюк». В ней повествуется об одном из городов Нижней Саксонии, что в Германии. Квакенбрюк тоже когда-то был в тяжелом положении, а сейчас - красивый и процветающий. Андреас Маурер пожелал, чтобы после окончания войны в Зайцево было также красиво и уютно.

После визита иностранных гостей я дала себе слово, что Зайцево будет процветать! Вместе с жителями благоустроим поселок. У нас есть озера, хвойно-лиственные леса… Красота неописуемая.

- Тогда, показывая Мауреру, что натворили ВСУ вы сказали, что в поселке уже около года не было миссии ОБСЕ…

- Наблюдатели ОБСЕ приехали через три дня. Как раз и зафиксировали очередное вопиющее нарушение Минских договоренностей украинской стороной. Тогда в Зайцево разорвались семь мин 150-го калибра.

УВЕКОВЕЧАТ ПАМЯТЬ ПОГИБШИХ

После интервью я попросил Ирину Дикун показать поселок. Она сразу же согласилась, но сперва отправила несколько человек расчистить от снега дворы ветеранов Великой отечественной (в Зайцево их осталось всего двое и оба одинокие). Прогуляться мы отправились втроем – вместе с ее заместителем Владиславом Черкашиным.

В тот день Зайцево буквально завалило снегом. Но дороги были вполне проезжаемыми. В центре мы постояли возле памятника павшим воинам Второй мировой войны.

Центр Зайцево

Центр Зайцево

Фото: Роман ПОБЕРЕЖНЮК

- Там дальше будет мемориал с фамилиями погибших воинов и мирных жителей, - показывает Ирина Дикун. - Рядом высадим березовую рощу и поставим лавочки. Молодежь должна помнить своих героев, которые стояли здесь и защищали свою землю!

Возле клуба повстречалась армия коммунальщиков с лопатами. Это местные жители, устроившиеся через Центр занятости расчищать асфальт. Дальше привлекла внимание необычная остановка, напоминающая русскую избу.

- Каркас сделали из бревен, а обшили его поддонами из-под гуманитарной помощи Красного Креста. Саму конструкцию взяли из интернета. У нас в поселке и некоторые лавочки сделаны из поддонов, - рассказывает Ирина Вячеславовна.

Ирина Дикун показала дома, пострадавшие в результате бомбежек. Их крыши затянуты тентами.

Ирина Дикун показала временно затянутую тентом крышу

Ирина Дикун показала временно затянутую тентом крышу

Фото: Роман ПОБЕРЕЖНЮК

Возле дома ветерана Николая Калюжного дворники уже расчистили снег. Нам на встречу выбежала большая собака.

- Амур! - окликнул ее хозяин.

Николай Калюжный прошел всю войну до Берлина. Форсировал Вислу, участвовал во многих боях. Сын звал его в Санкт-Петербург, где создал семью. Но Калюжный не поехал, сказал, что здесь умерла его жена и он ухаживает за ее могилой.

Глава Зайцево проведала ветерана Великой Отечественной Николая Калюжного

Глава Зайцево проведала ветерана Великой Отечественной Николая Калюжного

Фото: Роман ПОБЕРЕЖНЮК

Коммунальщики расчистили двор и купили ветерану хлеба. А мы отправились дальше. Во время моего нахождения в поселке артобстрела не было. Ирина Дикун рассказывает, что народ в поселке отвлекается от войны в дни праздников. А по поводу нежданно выпавшего снега она вспомнила популярную в Зайцево шутку: «Еще на Масленицу зиму провели до Жованки, а там «укропы» ее не пропустили...».

Коммунальщики расчищают асфальт возле клуба

Коммунальщики расчищают асфальт возле клуба

Фото: Роман ПОБЕРЕЖНЮК

Возвращаясь в Донецк, подумалось что «погода» во фронтовых поселках во многом зависит именно от власти на местах. От того, открытое ли сердце у глав поселков и насколько они оправдывают чаяния выбравшего их народа.

Когда материал готовился к печати, Иван Приходько сообщил журналистам, что в Зайцево под обстрел попали коммунальщики. К счастью, обошлось без жертв.