Общество

Предприятие с 90-летней историей «Донэлектроавтотранс»: мечтаем восстановить все маршруты, что были до войны

Корреспондент «Комсомолки» узнавал о работе муниципального транспорта Донецка
Самый доступный и экологически-чистый транспорт ни на один день не прекращал работу в военном Донецке.

Самый доступный и экологически-чистый транспорт ни на один день не прекращал работу в военном Донецке.

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Когда вы стоите на остановке, с неба сыплет то ли дождь, то ли снег, мимо проносятся машины, которым до вас, продрогшего, нет никакого дела, а город постепенно погружается во мрак, в этот момент вы мечтаете увидеть только одни родные глаза – желтые фары троллейбуса.

Водители маршруток и такси в такую погоду берегут своих «коней» и остается надежда только на него - рогатенького. И как только троллейбус не спеша появляется из-за поворота, мир сразу становится родным, добрым и понятным. Уютное теплое нутро, тусклый свет плафонов и в голове песня Цоя про троллейбус, который идет на восток, пусть она и не совсем про транспорт.

Ехать нужно всем.

Ехать нужно всем.

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Героический транспорт с уникальными билетами

Особенность военного Донецка состоит в том, что поздно вечером можно не дождаться маршрутки, а такси в отдаленные районы города после 21.00 едут с большой неохотой. Муниципальный транспорт – другое дело. О наших троллейбусах и трамваях можно писать поэмы.

Ведь донецкие троллейбусы невероятные. Они отличаются от своих собратьев в той же России. Одни талоны чего только стоят?! Под разные праздники, с пейзажами Донецка, юморные и строгие - предмет зависти коллекционеров. Иной раз можно так засмотреться на очередной оригинальный дизайн билета, что и остановку глядишь проедешь. А цена за эту красоту? 3 рубля! Стоимость ни разу не поднималась за все годы Республики. Это раз!

Цена на талоны в муниципальный транспорт не меняется с 2014 года и составляет 3 рубля.

Цена на талоны в муниципальный транспорт не меняется с 2014 года и составляет 3 рубля.

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Объявления у нас в транспорте тоже уникальные, таких точно нигде нет. Едет себе народ пестрый, разный, спешащий куда-то, и никто даже ухом не ведет на все эти "находки взрывоопасных" и "что делать при обстреле". А ведь гости из РФ изумляются, когда слышат. Отдельная тема - объявления о здоровом образе жизни. Такая забота! Ну просто как в детстве и тембр голоса у мужчины такой приятный, что, не раздумывая сиганула бы в прорубь и бросила бы курить, если бы курила, только бы его не расстраивать. Это два!

Еще донецкие троллейбусы, да и трамваи тоже у нас героические. Это три! Они вывозили людей пока могли из самых опасных районов, они, как и мы, попадали под обстрелы, они тоже гибли, порой вместе со своими водителями. И, наверное, когда троллейбусы дремлют ночью в депо, свесив устало свои рожки, им продолжают сниться Путиловский мост и улица Стратонавтов. Их колеса еще помнят тамошний асфальт без воронок и следов гусениц.

А потому каждый раз, заходя в донецкие троллейбусы, я давала себе слово написать о них.

А еще транспорт у нас очень красивый.

А еще транспорт у нас очень красивый.

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Предприятие «Донэлектроавтотранс» - ветеран Донецка

Мы встречаемся с директором коммунального предприятия администрации Донецка «Донэлектроавтотранс» Юрием Атамановым. Само предприятие пережило не одну войну, развал союза, всевозможные кризисы и в этом году готовится отметить 90 лет! А днем рождения предприятия считается 15 июня 1928 года, тогда первый маршрут связал станцию Сталино и Совбольницу.

- Мне очень приятно, что ваше издание интересуется работой нашего предприятия, - начинает беседу Юрий Дмитриевич. – В 1931 году трамвайное хозяйство города было объединено с другими коммунальными службами в один трест, который получил название «Трамсвет». С этого момента и началась история нашего предприятия, которое в настоящий момент имеет название - коммунальное предприятие администрации города Донецка «Донэлектроавтотранс».

На сегодняшний день оно является самым крупным перевозчиком пассажиров в Донецке. К тому же наши виды транспорта являются самыми экологически чистыми, ведь они работают от электричества и не вредят окружающей среде вредными выхлопами. Это очень актуально в густонаселенном городе с большим количеством шахт, заводов и фабрик.

На балансе КП «Донэлектроавтотранс» находится в двупроводном исчислении 183 км троллейбусных линий, 117 км трамвайных линий, 89 км кабельной сети, 130 км трамвайного пути, которые требуют ежедневного обслуживания.

Подвижной состав предприятия обслуживает 9 трамвайных, 11 троллейбусных и 8 автобусных маршрутов. Среднесуточный выпуск подвижного состава на маршруты города составляет 120 троллейбусов, 85 трамваев и 24 автобуса большой вместимости. Бесплатно перевозится порядка 22 льготных категорий граждан. Стоимость проезда для остальных пассажиров составляет 3 российских рубля.

Телефон у Юрия Атаманова не умолкает.

Телефон у Юрия Атаманова не умолкает.

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Предприятие могло бы увеличить среднесуточный выпуск трамваев и троллейбусов, однако, в настоящее время ощущается острая нехватка квалифицированных водителей и рабочих. В 2014 году, в связи с боевыми действиями, уволилась большая часть водителей электротранспорта и рабочих по ремонту и обслуживанию подвижного состава, что, в свою очередь, повлияло на сокращение выпуска пассажирского транспорта на маршруты города. Поэтому, пользуясь случаем, приглашаем всех желающих на работу в наш дружный коллектив.

Я б в водители пошел, пусть меня научат

- Интересное предложение! Если, скажем, я хочу стать водителем троллейбуса, как это сделать и что меня ждет в плане зарплаты? – любопытствую я.

- Если у вас имеется действующее водительское удостоверение с открытой категорией «Т» (троллейбус, трамвай), то необходимо обратиться к нам по адресу: Донецк, ул. Донецкая, 39.

Если такого удостоверения нет, то сначала вас ждет учеба 6 месяцев в нашем учебно-курсовом комбинате. Обучение бесплатное и длится не более 6 месяцев: половина срока обучения уходит на теорию, остальное время отдается практике вождения. Студентам, обучающимся в учебно–курсовом комбинате, положена ежемесячная стипендия и место в общежитии. Необходимо отметить, что обязательными требованиями для поступления являются: возраст от 21 года; наличие среднего образования; отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами категории "Т".

За время истории Республики мы обучили уже более 80 водителей на горэлектротранспорт. Что касается зарплаты, выплачивается она стабильно и в зависимости от классности достигает 12 тысяч рублей.

Работа эта очень напряженная. Шутка ли - столько пассажиров в салоне!

Работа эта очень напряженная. Шутка ли - столько пассажиров в салоне!

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Работа водителя троллейбуса посменная, возможно выполнение работы в ночное время, праздничные и выходные дни. Стрессовым фактором является ответственность за безопасность пассажиров в условиях дорожного движения. А потому для водителей троллейбуса предусмотрена пенсия по возрасту на льготных условиях (у мужчин с 55 лет при стаже работы 25 лет, в том числе водителем троллейбуса на линии не менее 12 лет 6 месяцев, у женщин – с 50 лет при стаже работы 20 лет, в том числе водителем троллейбуса на линии не менее 10 лет). Кроме того, предоставляется дополнительный отпуск в количестве 3-х календарных дней.

С усталостью металла здесь умеют справляться

- Так, с человеческими ресурсами понятно, а что с подвижным составом?

- На сегодняшний день на предприятии эксплуатируются трамвайные вагоны средний возраст которых составляет 31 год при нормативном сроке эксплуатации 15 лет, и троллейбусы средний возраст которых 12 лет при нормативном сроке эксплуатации 10 лет.

Выполняются текущие ремонты, а каждое полугодие проводятся работы по подготовке подвижного состава к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду.

Юрий Дмитриевич демонстрирует уникальные донецкие талоны. Таких точно нет нигде!

Юрий Дмитриевич демонстрирует уникальные донецкие талоны. Таких точно нет нигде!

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

В плане приобретения запасных частей, узлов и агрегатов часто возникают трудности, связанные с тем, что основное количество городского электротранспорта - разработки чешского и советского производства 60-80-х годов предыдущего столетия. Предприятию очень помогают запасные части, которые выделяются по линии гуманитарной помощи из РФ. Благодаря этому, мы имеем возможность восстанавливать инфраструктуру троллейбусных и трамвайных маршрутов, поврежденную в результате артобстрелов или изношенную ввиду длительного срока эксплуатации.

- А маршруты все восстановлены?

- По состоянию на сегодняшний день в городе функционируют все 9 трамвайных маршрутов, по которым ежедневно курсируют трамвайные вагоны. Как вы знаете, в 2016 году специалистами КП «Донэлектроавтотранс» была восстановлена работа трамвайного маршрута № 1 «ДМЗ – Ж/д вокзал», контактная сеть и рельсовый путь которого получили значительные повреждения в ходе ведения боевых действий.

К сожалению, не могу сказать того же о троллейбусных маршрутах. В 2016 году нашими специалистами была восстановлена контактная сеть и работа троллейбусных маршрутов № 5 «пр.Панфилова — ул.Куприна», № 21 «ул. Пухова — микрорайон Широкий», которые вынужденно прекратили свое существование в 2014-2015 годах. Также, больших усилий стоило восстановить контактную сеть троллейбусного маршрута № 10 «Хладокомбинат «Винтер» - Шахтоуправление «Октябрьский рудник» до проспекта Партизанский. Однако мы понимали, что там живут люди, для которых это жизненно необходимо и с ноября 2015 года троллейбусы маршрута № 10 ходят до остановочного пункта «Проспект Партизанский».

Увы, возможность восстановить маршрут № 10 до конечного остановочного пункта «Шахтоуправление «Октябрьский рудник» и маршрут № 18 «Университет — поселок Новороссийский» в настоящее время отсутствует, так как на определенных отрезках маршрутов в северной части города полностью разрушена контактная сеть, тяговые подстанции, транспортная инфраструктура (например, разрушен Путиловский мост). Кроме того, они проходят практически по передовой, вблизи линии разграничения.

Машины времени в трамвайном депо

Юрий Дмитриевич предлагает экскурсию в донецкое вагонное депо для знакомства с ретро-трамваями. Они стоят в трамвайном депо № 3 и вполне готовы возить людей. Один из них более молодой –1955 года выпуска, его изготовили на Рижском вагоностроительном заводе.

Этот трамвай 1955 года выпуска, его изготовили на Рижском вагоностроительном заводе.

Этот трамвай 1955 года выпуска, его изготовили на Рижском вагоностроительном заводе.

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Внутри трамвая своеобразный музей – экспозиция из фотографий донецких трамваев в разные годы, окна можно поднять с помощью специальных приспособлений. В кабине водителя - ходовая, реверс, тормоз, а сигнал был воздушным и подавался специальным устройством, которое вагоновожатый нажимал ногами.

Так выглядела его кабина.

Так выглядела его кабина.

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Предок этого трамвая стоит тут же в депо – такой же вагон открыл движение в Донецке в далеком 1928 году. Кажется, переступи его порог и тут же попадешь в другую эпоху, где женщины затягивались в корсеты, а мужчины ходили с тростью. Настоящая машина времени! Это еще двухосный трамвай, в отличие от современных – четырехосных. А потому из-за своей миниатюрности кажется совсем игрушечным.

Такой же вагон открыл движение в Донецке в далеком 1928 году.

Такой же вагон открыл движение в Донецке в далеком 1928 году.

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Салон его обшит деревом, сидения тоже из дерева – тогда все делали из доступных материалов и дерево еще относилось к таковым. Кабину водителя украшают кованые фонарики, а вот стекол нет совсем! Единственное лобовое стекло в кабине появилось гораздо позже, чтобы защищать водителя от дождя и снега. Также в трамвае совсем нет компостеров, что объясняется просто – тогда были кондуктора.

Салон обшит деревом, зато стекол нет. Единственное - в водительской кабине появилось уже позже.

Салон обшит деревом, зато стекол нет. Единственное - в водительской кабине появилось уже позже.

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Наверное, булгаковский собрат нашего трамвая когда-то зарезал Берлиоза на Патриарших. Но наш ни в чем таком замешан не был. Наоборот, этот трамвай чаще видел счастливые и радостные лица. Ведь ретро-трамвай можно заказать для празднования свадьбы или дня рождения. Сообщаем нашим читателям, что каждый желающий имеет возможность — это сделать. Для этого необходимо обратиться на КП «Донэлектроавтотранс», где все подробно расскажут.

Фонарики у водительской кабины - просто восторг.

Фонарики у водительской кабины - просто восторг.

К юбилею восстановят единственный в мире вагон

- Скажите, чем удивите дончан и гостей Донецка по случаю 90-летнего юбилея?

- В июне 2018 года, в честь празднования 90-й годовщины с начала организации трамвайного движения в нашем городе, у всех будет возможность совершить прогулку на ретро-трамваях, а также на трамвайных вагонах, украшенных праздничной атрибутикой, которые будут курсировать по маршруту № 1 "ДМЗ - ж/д вокзал".

Также предприятие планирует подготовить подарок жителям Донецка - восстановить трамвайный вагон 1959 года выпуска, тем самым пополнив список ретро - трамваев. Основной ценностью этого трамвайного вагона типа КТВ-55 является то, что он – единственный оставшийся в мире.

Герои донецких будней

Но все же настоящими работягами являются не ретро-трамваи, а вполне знакомые нам трамваи и троллейбусы. Они тоже совершали подвиги во время войны.

А вот их потомки - более привычные глазу дончан.

А вот их потомки - более привычные глазу дончан.

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

- Под страшный обстрел остановки на Боссе в январе 2015 года попал не только троллейбус № 17, в котором погиб водитель Александр Мирошниченко и некоторые пассажиры, но и трамвай «тройка», он как раз подъезжал к остановке, - рассказал начальник службы движения «Донэлектроавтотранс» Антон Беремесенко. - Его водитель смогла вовремя среагировать, остановить трамвай и выпустить пассажиров. Следующий взрыв был уже в нескольких метрах от трамвая – водитель Алла Кононенко получила ранение, если бы она замешкалась, жертв в тот день могло быть больше. Эта героическая женщина продолжает работу водителем по сей день и даже награждена медалью «За трудовую доблесть».

Это не единственная трагедия. 2 февраля 2015 года при очередном обстреле микрорайона Азотный погиб контролер технического состояния автотранспортных средств пассажирской автоколонны КП «Донэлектроавтотранс» Александр Прас и был ранен механик по выпуску Юрий Красицкий. Их имена внесены в Книгу памяти Донецкой Народной Республики.

- С гордостью могу сказать, что самое ценное в доверенном мне предприятии- сотрудники! - резюмировал Юрий Дмитриевич. - Это храбрые и самоотверженные люди. За все годы войны ни разу не услышал ни от водителей, которые под обстрелами вывозили людей, ни от рабочих, которые под пулями восстанавливали контактную сеть и трамвайные пути, что они отказываются выполнять свои должностные обязанности.

Донецкий транспорт по-своему уникален, как уникальны и сами дончане.

Донецкий транспорт по-своему уникален, как уникальны и сами дончане.

Фото: Юлия АНДРИЕНКО

«Комсомольская правда» поздравляет с днем работника коммунального хозяйства всех, кто делает нашу жизнь в Донецке уютной, красивой и комфортной. Поверьте, мы ценим ваш труд и замечаем все, что вы делаете для города и дончан! Здоровья, сил и мира вам!