2018-03-18T17:12:37+03:00

Предприятие с 90-летней историей «Донэлектроавтотранс»: мечтаем восстановить все маршруты, что были до войны

Корреспондент «Комсомолки» узнавал о работе муниципального транспорта Донецка
Юлия АНДРИЕНКО@Suok76Suokкорреспондент
Самый доступный и экологически-чистый транспорт ни на один день не прекращал работу в военном Донецке.Самый доступный и экологически-чистый транспорт ни на один день не прекращал работу в военном Донецке.Фото: Юлия АНДРИЕНКО
Изменить размер текста:

Когда вы стоите на остановке, с неба сыплет то ли дождь, то ли снег, мимо проносятся машины, которым до вас, продрогшего, нет никакого дела, а город постепенно погружается во мрак, в этот момент вы мечтаете увидеть только одни родные глаза – желтые фары троллейбуса.

Водители маршруток и такси в такую погоду берегут своих «коней» и остается надежда только на него - рогатенького. И как только троллейбус не спеша появляется из-за поворота, мир сразу становится родным, добрым и понятным. Уютное теплое нутро, тусклый свет плафонов и в голове песня Цоя про троллейбус, который идет на восток, пусть она и не совсем про транспорт.

Ехать нужно всем. Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Ехать нужно всем.Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Героический транспорт с уникальными билетами

Особенность военного Донецка состоит в том, что поздно вечером можно не дождаться маршрутки, а такси в отдаленные районы города после 21.00 едут с большой неохотой. Муниципальный транспорт – другое дело. О наших троллейбусах и трамваях можно писать поэмы.

Ведь донецкие троллейбусы невероятные. Они отличаются от своих собратьев в той же России. Одни талоны чего только стоят?! Под разные праздники, с пейзажами Донецка, юморные и строгие - предмет зависти коллекционеров. Иной раз можно так засмотреться на очередной оригинальный дизайн билета, что и остановку глядишь проедешь. А цена за эту красоту? 3 рубля! Стоимость ни разу не поднималась за все годы Республики. Это раз!

Цена на талоны в муниципальный транспорт не меняется с 2014 года и составляет 3 рубля. Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Цена на талоны в муниципальный транспорт не меняется с 2014 года и составляет 3 рубля.Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Объявления у нас в транспорте тоже уникальные, таких точно нигде нет. Едет себе народ пестрый, разный, спешащий куда-то, и никто даже ухом не ведет на все эти "находки взрывоопасных" и "что делать при обстреле". А ведь гости из РФ изумляются, когда слышат. Отдельная тема - объявления о здоровом образе жизни. Такая забота! Ну просто как в детстве и тембр голоса у мужчины такой приятный, что, не раздумывая сиганула бы в прорубь и бросила бы курить, если бы курила, только бы его не расстраивать. Это два!

Еще донецкие троллейбусы, да и трамваи тоже у нас героические. Это три! Они вывозили людей пока могли из самых опасных районов, они, как и мы, попадали под обстрелы, они тоже гибли, порой вместе со своими водителями. И, наверное, когда троллейбусы дремлют ночью в депо, свесив устало свои рожки, им продолжают сниться Путиловский мост и улица Стратонавтов. Их колеса еще помнят тамошний асфальт без воронок и следов гусениц.

А потому каждый раз, заходя в донецкие троллейбусы, я давала себе слово написать о них.

А еще транспорт у нас очень красивый. Фото: Юлия АНДРИЕНКО

А еще транспорт у нас очень красивый.Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Предприятие «Донэлектроавтотранс» - ветеран Донецка

Мы встречаемся с директором коммунального предприятия администрации Донецка «Донэлектроавтотранс» Юрием Атамановым. Само предприятие пережило не одну войну, развал союза, всевозможные кризисы и в этом году готовится отметить 90 лет! А днем рождения предприятия считается 15 июня 1928 года, тогда первый маршрут связал станцию Сталино и Совбольницу.

- Мне очень приятно, что ваше издание интересуется работой нашего предприятия, - начинает беседу Юрий Дмитриевич. – В 1931 году трамвайное хозяйство города было объединено с другими коммунальными службами в один трест, который получил название «Трамсвет». С этого момента и началась история нашего предприятия, которое в настоящий момент имеет название - коммунальное предприятие администрации города Донецка «Донэлектроавтотранс».

На сегодняшний день оно является самым крупным перевозчиком пассажиров в Донецке. К тому же наши виды транспорта являются самыми экологически чистыми, ведь они работают от электричества и не вредят окружающей среде вредными выхлопами. Это очень актуально в густонаселенном городе с большим количеством шахт, заводов и фабрик.

На балансе КП «Донэлектроавтотранс» находится в двупроводном исчислении 183 км троллейбусных линий, 117 км трамвайных линий, 89 км кабельной сети, 130 км трамвайного пути, которые требуют ежедневного обслуживания.

Подвижной состав предприятия обслуживает 9 трамвайных, 11 троллейбусных и 8 автобусных маршрутов. Среднесуточный выпуск подвижного состава на маршруты города составляет 120 троллейбусов, 85 трамваев и 24 автобуса большой вместимости. Бесплатно перевозится порядка 22 льготных категорий граждан. Стоимость проезда для остальных пассажиров составляет 3 российских рубля.

Телефон у Юрия Атаманова не умолкает. Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Телефон у Юрия Атаманова не умолкает.Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Предприятие могло бы увеличить среднесуточный выпуск трамваев и троллейбусов, однако, в настоящее время ощущается острая нехватка квалифицированных водителей и рабочих. В 2014 году, в связи с боевыми действиями, уволилась большая часть водителей электротранспорта и рабочих по ремонту и обслуживанию подвижного состава, что, в свою очередь, повлияло на сокращение выпуска пассажирского транспорта на маршруты города. Поэтому, пользуясь случаем, приглашаем всех желающих на работу в наш дружный коллектив.

Я б в водители пошел, пусть меня научат

- Интересное предложение! Если, скажем, я хочу стать водителем троллейбуса, как это сделать и что меня ждет в плане зарплаты? – любопытствую я.

- Если у вас имеется действующее водительское удостоверение с открытой категорией «Т» (троллейбус, трамвай), то необходимо обратиться к нам по адресу: Донецк, ул. Донецкая, 39.

Если такого удостоверения нет, то сначала вас ждет учеба 6 месяцев в нашем учебно-курсовом комбинате. Обучение бесплатное и длится не более 6 месяцев: половина срока обучения уходит на теорию, остальное время отдается практике вождения. Студентам, обучающимся в учебно–курсовом комбинате, положена ежемесячная стипендия и место в общежитии. Необходимо отметить, что обязательными требованиями для поступления являются: возраст от 21 года; наличие среднего образования; отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами категории "Т".

За время истории Республики мы обучили уже более 80 водителей на горэлектротранспорт. Что касается зарплаты, выплачивается она стабильно и в зависимости от классности достигает 12 тысяч рублей.

Работа эта очень напряженная. Шутка ли - столько пассажиров в салоне! Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Работа эта очень напряженная. Шутка ли - столько пассажиров в салоне!Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Работа водителя троллейбуса посменная, возможно выполнение работы в ночное время, праздничные и выходные дни. Стрессовым фактором является ответственность за безопасность пассажиров в условиях дорожного движения. А потому для водителей троллейбуса предусмотрена пенсия по возрасту на льготных условиях (у мужчин с 55 лет при стаже работы 25 лет, в том числе водителем троллейбуса на линии не менее 12 лет 6 месяцев, у женщин – с 50 лет при стаже работы 20 лет, в том числе водителем троллейбуса на линии не менее 10 лет). Кроме того, предоставляется дополнительный отпуск в количестве 3-х календарных дней.

С усталостью металла здесь умеют справляться

- Так, с человеческими ресурсами понятно, а что с подвижным составом?

- На сегодняшний день на предприятии эксплуатируются трамвайные вагоны средний возраст которых составляет 31 год при нормативном сроке эксплуатации 15 лет, и троллейбусы средний возраст которых 12 лет при нормативном сроке эксплуатации 10 лет.

Выполняются текущие ремонты, а каждое полугодие проводятся работы по подготовке подвижного состава к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду.

Юрий Дмитриевич демонстрирует уникальные донецкие талоны. Таких точно нет нигде! Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Юрий Дмитриевич демонстрирует уникальные донецкие талоны. Таких точно нет нигде!Фото: Юлия АНДРИЕНКО

В плане приобретения запасных частей, узлов и агрегатов часто возникают трудности, связанные с тем, что основное количество городского электротранспорта - разработки чешского и советского производства 60-80-х годов предыдущего столетия. Предприятию очень помогают запасные части, которые выделяются по линии гуманитарной помощи из РФ. Благодаря этому, мы имеем возможность восстанавливать инфраструктуру троллейбусных и трамвайных маршрутов, поврежденную в результате артобстрелов или изношенную ввиду длительного срока эксплуатации.

- А маршруты все восстановлены?

- По состоянию на сегодняшний день в городе функционируют все 9 трамвайных маршрутов, по которым ежедневно курсируют трамвайные вагоны. Как вы знаете, в 2016 году специалистами КП «Донэлектроавтотранс» была восстановлена работа трамвайного маршрута № 1 «ДМЗ – Ж/д вокзал», контактная сеть и рельсовый путь которого получили значительные повреждения в ходе ведения боевых действий.

К сожалению, не могу сказать того же о троллейбусных маршрутах. В 2016 году нашими специалистами была восстановлена контактная сеть и работа троллейбусных маршрутов № 5 «пр.Панфилова — ул.Куприна», № 21 «ул. Пухова — микрорайон Широкий», которые вынужденно прекратили свое существование в 2014-2015 годах. Также, больших усилий стоило восстановить контактную сеть троллейбусного маршрута № 10 «Хладокомбинат «Винтер» - Шахтоуправление «Октябрьский рудник» до проспекта Партизанский. Однако мы понимали, что там живут люди, для которых это жизненно необходимо и с ноября 2015 года троллейбусы маршрута № 10 ходят до остановочного пункта «Проспект Партизанский».

Увы, возможность восстановить маршрут № 10 до конечного остановочного пункта «Шахтоуправление «Октябрьский рудник» и маршрут № 18 «Университет — поселок Новороссийский» в настоящее время отсутствует, так как на определенных отрезках маршрутов в северной части города полностью разрушена контактная сеть, тяговые подстанции, транспортная инфраструктура (например, разрушен Путиловский мост). Кроме того, они проходят практически по передовой, вблизи линии разграничения.

Машины времени в трамвайном депо

Юрий Дмитриевич предлагает экскурсию в донецкое вагонное депо для знакомства с ретро-трамваями. Они стоят в трамвайном депо № 3 и вполне готовы возить людей. Один из них более молодой –1955 года выпуска, его изготовили на Рижском вагоностроительном заводе.

Этот трамвай 1955 года выпуска, его изготовили на Рижском вагоностроительном заводе. Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Этот трамвай 1955 года выпуска, его изготовили на Рижском вагоностроительном заводе.Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Внутри трамвая своеобразный музей – экспозиция из фотографий донецких трамваев в разные годы, окна можно поднять с помощью специальных приспособлений. В кабине водителя - ходовая, реверс, тормоз, а сигнал был воздушным и подавался специальным устройством, которое вагоновожатый нажимал ногами.

Так выглядела его кабина. Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Так выглядела его кабина.Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Предок этого трамвая стоит тут же в депо – такой же вагон открыл движение в Донецке в далеком 1928 году. Кажется, переступи его порог и тут же попадешь в другую эпоху, где женщины затягивались в корсеты, а мужчины ходили с тростью. Настоящая машина времени! Это еще двухосный трамвай, в отличие от современных – четырехосных. А потому из-за своей миниатюрности кажется совсем игрушечным.

Такой же вагон открыл движение в Донецке в далеком 1928 году. Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Такой же вагон открыл движение в Донецке в далеком 1928 году.Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Салон его обшит деревом, сидения тоже из дерева – тогда все делали из доступных материалов и дерево еще относилось к таковым. Кабину водителя украшают кованые фонарики, а вот стекол нет совсем! Единственное лобовое стекло в кабине появилось гораздо позже, чтобы защищать водителя от дождя и снега. Также в трамвае совсем нет компостеров, что объясняется просто – тогда были кондуктора.

Салон обшит деревом, зато стекол нет. Единственное - в водительской кабине появилось уже позже. Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Салон обшит деревом, зато стекол нет. Единственное - в водительской кабине появилось уже позже.Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Наверное, булгаковский собрат нашего трамвая когда-то зарезал Берлиоза на Патриарших. Но наш ни в чем таком замешан не был. Наоборот, этот трамвай чаще видел счастливые и радостные лица. Ведь ретро-трамвай можно заказать для празднования свадьбы или дня рождения. Сообщаем нашим читателям, что каждый желающий имеет возможность — это сделать. Для этого необходимо обратиться на КП «Донэлектроавтотранс», где все подробно расскажут.

Фонарики у водительской кабины - просто восторг.

Фонарики у водительской кабины - просто восторг.

К юбилею восстановят единственный в мире вагон

- Скажите, чем удивите дончан и гостей Донецка по случаю 90-летнего юбилея?

- В июне 2018 года, в честь празднования 90-й годовщины с начала организации трамвайного движения в нашем городе, у всех будет возможность совершить прогулку на ретро-трамваях, а также на трамвайных вагонах, украшенных праздничной атрибутикой, которые будут курсировать по маршруту № 1 "ДМЗ - ж/д вокзал".

Также предприятие планирует подготовить подарок жителям Донецка - восстановить трамвайный вагон 1959 года выпуска, тем самым пополнив список ретро - трамваев. Основной ценностью этого трамвайного вагона типа КТВ-55 является то, что он – единственный оставшийся в мире.

Герои донецких будней

Но все же настоящими работягами являются не ретро-трамваи, а вполне знакомые нам трамваи и троллейбусы. Они тоже совершали подвиги во время войны.

А вот их потомки - более привычные глазу дончан. Фото: Юлия АНДРИЕНКО

А вот их потомки - более привычные глазу дончан.Фото: Юлия АНДРИЕНКО

- Под страшный обстрел остановки на Боссе в январе 2015 года попал не только троллейбус № 17, в котором погиб водитель Александр Мирошниченко и некоторые пассажиры, но и трамвай «тройка», он как раз подъезжал к остановке, - рассказал начальник службы движения «Донэлектроавтотранс» Антон Беремесенко. - Его водитель смогла вовремя среагировать, остановить трамвай и выпустить пассажиров. Следующий взрыв был уже в нескольких метрах от трамвая – водитель Алла Кононенко получила ранение, если бы она замешкалась, жертв в тот день могло быть больше. Эта героическая женщина продолжает работу водителем по сей день и даже награждена медалью «За трудовую доблесть».

Это не единственная трагедия. 2 февраля 2015 года при очередном обстреле микрорайона Азотный погиб контролер технического состояния автотранспортных средств пассажирской автоколонны КП «Донэлектроавтотранс» Александр Прас и был ранен механик по выпуску Юрий Красицкий. Их имена внесены в Книгу памяти Донецкой Народной Республики.

- С гордостью могу сказать, что самое ценное в доверенном мне предприятии- сотрудники! - резюмировал Юрий Дмитриевич. - Это храбрые и самоотверженные люди. За все годы войны ни разу не услышал ни от водителей, которые под обстрелами вывозили людей, ни от рабочих, которые под пулями восстанавливали контактную сеть и трамвайные пути, что они отказываются выполнять свои должностные обязанности.

Донецкий транспорт по-своему уникален, как уникальны и сами дончане. Фото: Юлия АНДРИЕНКО

Донецкий транспорт по-своему уникален, как уникальны и сами дончане.Фото: Юлия АНДРИЕНКО

«Комсомольская правда» поздравляет с днем работника коммунального хозяйства всех, кто делает нашу жизнь в Донецке уютной, красивой и комфортной. Поверьте, мы ценим ваш труд и замечаем все, что вы делаете для города и дончан! Здоровья, сил и мира вам!

Еще больше материалов по теме: «Экономика: транспорт»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также