2016-07-14T10:30:19+03:00

Максим Поташев. Секреты мышления богатых людей: как развить эмоциональный интеллект

Магистр игры «Что? Где? Когда?», маркетолог, бизнес-тренер, автор бестселлера «Век клиента» и партнер Школы Бизнеса Синергия Максим ПоташевМагистр игры «Что? Где? Когда?», маркетолог, бизнес-тренер, автор бестселлера «Век клиента» и партнер Школы Бизнеса Синергия Максим ПоташевФото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Полезные советы всем слушателям Радио «Комсомольская правда» от магистра игры «Что? Где? Когда?», а параллельно маркетолога и бизнес-тренера [аудио]

Максим Поташев. Секреты мышления богатых людей: как развить эмоциональный интеллект

00:00
00:00

Кочнева:

- Добрый день, дорогие друзья. В эфире программа «Миллионеры». Меня зовут Александра Кочнева, рядом со мной – журналист отдела экономики Евгений Беляков.

Беляков:

- Добрый день. Сегодня мы выходим с очередными советами по тому, как стать успешными и богатыми. И я рад приветствовать в нашей студии Максима Поташева, магистра игры «Что? Где? Когда?», а параллельно маркетолога и бизнес-тренера, автора бестселлера «Век клиента» и партнера Школы Бизнеса Синергия.

Кочнева:

- Начнем с нашего традиционного вопроса. Кто такой, Максим, успешный человек?

Поташев:

- Я буду отвечать на этот вопрос долго. Почему? Потому что прежде всего нужно определиться с терминами. Когда мы говорим об успехе, надо понять, что такое успех, и еще более важно понять, по какой шкале мы это меряем. Вот есть такая теория, что шкал измерения успеха всего пять. Это деньги (самая простая)…

Кочнева:

- И распространенная, по которой всех меряют.

Поташев:

- Не всех. Есть еще не менее распространенная – власть, статус. Есть такая тоже вполне распространенная вещь, как известность, популярность. Есть четвертая шкала – это безопасность, защищенность, комфорт. Сюда же относятся семейные ценности, потому что они в основном этот душевный комфорт человеку и обеспечивают. И пятая шкала – это свобода, независимость, творческая самореализация.

Так вот, каждый человек, он, осознанно или неосознанно, все равно имеет некий внутренний приоритет, систему приоритетов этих пяти ценностей, пяти шкал. Самореализовавшимся он может быть в том случае, если добивается успеха по той шкале, по той ценности, которая для него является главной.

Кочнева:

- То есть все пять объять невозможно?

Поташев:

- Возможно, но все равно какая-то из них будет ведущей, а какие-то второстепенными. Я, например, могу измерять по своей шкале. Для меня ключевая – пятая. Для меня самое главное это свобода и независимость. Не без труда, потратив на это довольно много лет жизни, я считаю, что я более или менее пришел к тому образу жизни, к той жизненной ситуации, когда могу сказать, что по этой шкале себя чувствую хорошо. А все остальные для меня, скажем так, достаточно вторичны. А для человека с другой системой ценностей соответственно и другие условия успеха.

Беляков:

- Условно, если у нас по шкале «деньги», например, десятка из десяти возможных, а по всем остальным у нас, допустим, 0 или 1, 2, 3, то есть не очень хорошо…

Поташев:

- Что значит не очень хорошо? Такой человек должен четко понимать, что ему в жизни нужно, и стремиться зарабатывать деньги, а потом в них купаться. Когда человек четко знает, что ему нужно, то больше вероятность, что он этого добьется.

Беляков:

- Есть такая теория баланса, вроде как человек… Но это мы скорее о счастье, а не об успешности.

Поташев:

- А это очень связанные вещи. Правда, есть такая большая беда в жизни, когда человек неправильно определяет эту систему ценностей для себя, и он многие годы стремится к достижению некой цели. И вот когда он ее достигает, происходит… По-моему, Бернард Шоу говорил, что в жизни есть две самые страшные вещи. Когда мы не достигаем того, чего хотим, а вторая – когда мы достигаем и понимаем, что это на самом деле не совсем то, что нам нужно. И вот тут со счастьем возникают очень большие сложности.

Беляков:

- У вас есть такой интересный тренинг, как технология принятия решения. То есть, когда мы хотим чего-то добиться, мы должны принять какое-то решение. Как его правильно принимать? Потому что от того, как мы расставим эти самые приоритеты, условно, будет зависеть, как быстро мы достигнем успеха.

Поташев:

- Честно говоря, я очень не люблю, когда мне предлагают в двух словах выразить идею тренинга, который обычно продолжается примерно 8 часов. Я обычно от этого отказываюсь и стараюсь этого не делать. Единственное, могу сказать, что летом выходит моя следующая книжка, она будет называться «Путь решения», и в ней более или менее основной алгоритм будет описан.

Кочнева:

- То есть технологии, на что опираться – на логику, на рассуждения, на факты, на интуицию. Вот женская интуиция знаменитая. На нее можно опираться при принятии решений?

Поташев:

- Можно. Если она у вас хорошо развита, и проверено, что это приносит вам результат, то, конечно, можно и нужно. Но не в любой ситуации. Потому что интуиция сопряжена с риском, соответственно она применяется в тех случаях, когда нет возможности найти логически обоснованное доказательное решение – на пожаре, в условиях боевых действий, когда просто нет времени и возможности взвесить разные варианты, проанализировать и т.д. Вот тут помогает интуиция. Простой пример. Когда вы ведете машину, поначалу, когда вы еще неопытный водитель, вы взвешиваете, обдумываете каждое свое действие. На определенном этапе вы уже перестаете вообще задумываться, у вас происходит это все интуитивно.

Кочнева:

- На автомате.

Поташев:

- Интуиция, вообще говоря, это наработанный (годами обычно) навык принятия решений в определенной узкой области.

Кочнева:

- То есть все начинается все-таки с логических рассуждений, а потом переходит уже в плоскость такую…

Поташев:

- Практически так. Именно поэтому не бывает универсальной интуиции. Интуиция всегда привязана к конкретной области человеческой деятельности.

Беляков:

- Есть метод слепого печатания на клавиатуре. Сначала нужно уделить этому месяц-два постоянного обучения, а потом все действительно происходит на автомате.

Поташев:

- Это в любом деле так. Есть такая теория 10 тысяч часов. Для того чтобы овладеть каким бы то ни было навыком, нужно потратить 10 тысяч часов на оттачивание мастерства. Классический пример – группа «Битлз», которая была вроде бы одной из многих рок-групп, возникших практически одновременно, но почему-то именно они стали символом своего поколения, символом целого музыкального направления. Почему? Потому что они, прежде чем прославились, многие годы выступали в каких-то маленьких прокуренных, тесных клубах за копейки, но набрали те самые 10 тысяч часов, которые стали залогом выдающегося мастерства.

Беляков:

- Я попытался посчитать. 10 тысяч часов это 5 лет, если по 40 часов в неделю.

Поташев:

- Да, практически так.

Беляков:

- Вопрос, который вам, Максим, наверное, часто задавали. Как связан уровень образования, уровень интеллекта с тем, как успешен человек?

Поташев:

- Сложным образом. На Западе сейчас очень популярна теория, что самые успешные люди, кому тесно в рамках классического стандартного образования, многие из них не доучились…

Кочнева:

- Ну да, все эти истории Марка Цукерберга

Поташев:

- Да, много таких. В общем, это где-то правда. Мой опыт скорее подтверждает эту точку зрения. В том смысле, что мне много приходилось нанимать людей на работу, и я почти никогда не обращал внимания на то, что у них в резюме написано в графе «образование». По большому счету, есть несколько вузов, которые действительно меня убеждают в чем-то. Это такие классические высшие школы отечественные, где, несмотря на все пертурбации современности, все еще сохранились некоторые традиции и основы. Но и это, кстати, не является гарантией. Гораздо важнее обучаемость, стремление учиться, а также практический опыт. Тут, правда, возникает серьезный парадокс, что…

Кочнева:

- Где же молодым набраться опыта.

Поташев:

- Да. Проблема заключается в том, что люди, только-только вышедшие из вуза, они считают очень часто, что диплом о высшем образовании уже дает им основания претендовать на какие-то достаточно высокие и достаточно оплачиваемые позиции. С этим я совершенно не согласен. Молодые должны не бояться начинать свой трудовой путь с нижней ступеньки. А человек способный, работоспособный и целеустремленный ступеньки может проходить очень и очень быстро. Но начинать все равно нужно с нижней.

Беляков:

- Я так понимаю, что примеры этих супербогатых людей, которые бросили вуз и потом создали свои суперкорпорации, он скорее не то что исключение из правил, - выборка, как говорят социологи, не репрезентативная.

Поташев:

- Она не то что не репрезентативная, это есть известное когнитивное искажение. Нам в поле зрения попадает один из тысячи бросивших вуз, а остальные 999 живут под мостом, возможно. Вероятность того, что этот путь приведет к успеху, не так уж велика. Поэтому в принципе образование – вещь, наверное, нужная и полезная. И нет необходимости пытаться торить какие-то неизведанные тропинки и пути, когда есть классическое стандартное скоростное шоссе, по которому можно доехать до цели. Но люди разные, есть индивидуальные ситуации, индивидуальные пути.

Кочнева:

- Вы заговорили об обучаемости. Это значит, что всю жизнь надо продолжать куда-то двигаться, учиться, ходить на курсы повышения квалификации, на бизнес-тренинги, например, в том числе и на ваши. Правильно я понимаю? Читать книги? Как продолжать обучение, развиваться?

Поташев:

- Я лично читаю книги, продолжаю это делать постоянно. К сожалению, мне не хватает в последнее время времени на чтение того, что мне хочется читать, художественной литературы, но приходится читать очень много профессиональных книжек.

Беляков:

- Есть ли какие-то, грубо говоря, базовые… Понятно, что каждый из нас получает какое-то профильное образование, потом по этой профессии работают либо строят бизнес на основе своих каких-то компетенций. А есть какие-то общие, что ли, вещи, которые должен знать каждый, и это добавит ему очков, добавит ему интеллекта, добавит ему кругозора и т.д.? Какие еще базовые знания, на ваш взгляд, должны быть у человека? То есть это даст ему возможность стать более успешным.

Поташев:

- Английский, наверное, - да, никуда от этого не деться. Что же касается всего остального, знаете, вспоминая свою молодость и свое образование, я родному вузу, который считаю лучшим в стране по-прежнему, называется он Физтех, я ему очень благодарен даже не за те знания, которые я там получил. Как сказал один мудрый человек, образование это то, что у нас остается после того, как мы забыли все, чему нас учили. Так вот, в этом смысле мне как раз повезло, потому что я действительно уже не помню всю ту математику, физику, которой меня учили, но мне дали возможность освоить очень важный навык. Навык не бояться вообще никаких задач и самому искать пути их решения. Вот этому в Физтехе действительно учили, это одна из важнейших идей и концепций, которые заложены в ту систему Физтеха, которую создавали еще Капица, Ландау и другие выдающиеся умы в середине ХХ века. Вот эта самостоятельность мышления, умение искать необходимую информацию для поиска путей решения и умение находить нестандартные пути решения задач – это то, за что я своему высшему образованию очень сильно обязан и очень сильно благодарен. И своих детей я, кстати, тоже учу в первую очередь мыслить самостоятельно. Не знаю, насколько мне это удается, но вот это мне кажется очень важным.

И тренинги, которые я провожу… А я, так или иначе, в системе образования много-много лет, несмотря на то, что параллельно и больше занимался каким-то практическим бизнесом, но как-то так получилось, что…

Кочнева:

- Не оставляли преподавательскую деятельность.

Поташев:

- В какие-то моменты оставлял, но снова к ней возвращался. Я прежде всего пытаюсь дать инструменты какие-то, но, что еще важнее, заставить людей задуматься о том, как они действуют в той или иной ситуации, как они принимают решения, как они развивают и используют свою память. Это если не говорить о каких-то более профессиональных тренингах по маркетингу, продажам и т.д. С этого, собственно, начинается саморазвитие, когда люди понимают, что что-то они делают не так, где-то не идут в ногу со временем, какими-то инструментами и методами не владеют. Вот если удается такого осознания у них добиться и вызвать интерес к тому, чтобы люди занялись саморазвитием, вот тогда на фоне этой рефлексии те приемы и инструменты, которым я пытаюсь научить, они работают. А без этого не получается. Потому что, к сожалению, есть такое заблуждение, что можно прийти, послушать какую-то лекцию, какой-то тренинг и за день-два, даже за неделю выйти на новый уровень…

Кочнева:

- Стать богатым.

Поташев:

- В конечном итоге стать богатым. Так не получается.

Беляков:

- У меня рассылка каждый день приходит: зарабатывайте по 10-15 тысяч каждый день за 15 минут.

Поташев:

- Попробовать сходить по этой рассылке и что-то такое сделать – тоже полезный опыт на самом деле. Я вообще за то, чтобы люди набивали шишки, но по возможности не слишком дорого им это обходилось. Но собственный негативный опыт – тоже очень полезная вещь.

Кочнева:

- Я себе помечаю ваши советы. Никогда не останавливаться в развитии, постоянно к чему-то стремиться, узнавать что-то новое. То есть не получится так, чтобы работать с 9 до 6, а потом спокойно идти отдыхать?

Поташев:

- Почему? Получится. Вопрос в том, чего человек хочет добиться в итоге. Я уже говорил, есть четвертая ценность. Комфорт, безопасность. Вот этого можно добиться, оставаясь наемным работником в крупной, серьезной, надежной компании, занимаясь семьей, имея много свободного времени и не очень загружая себе мозг рабочими проблемами. Это прекрасно, люди могут себя замечательно чувствовать и самореализоваться в каких-то хобби и т.д., выпиливании лобзиком и т.д. Почему нет?

Кочнева:

- А если работать не на дядю, а на себя, то есть если запускать свой бизнес, то о покое можно забыть?

Поташев:

- Это точно.

Беляков:

- Инструментарий. Вы сказали, что даете какие-то инструменты, которые можно будет применить. Мы сможем сегодня хотя бы один или два дать, чтобы и мы их попробовали на предстоящей неделе, и наши слушатели тоже?

Поташев:

- Я подумаю. Сложно это. Потому что всегда приходится идти от теории к практике. Чтобы стало понятно, о каких инструментах я говорю, нужно час-два потратить на разговор о теории, о том, что стоит за ними, иначе это подвешивается в воздухе.

Кочнева:

- Я упорно иду к своей цели стать богатым человеком. Для этого мне нужны практические советы. Самый главный вопрос для меня – это где взять мотивацию. Вот я встаю утром. Иногда я помню, что мне надо стать богаче, успешнее, в чем-то лучше, как-то себя проявить на работе. Иногда об этом забываю, иногда в какой-то суматохе…

Беляков:

- Еда в холодильнике есть вроде.

Кочнева:

- Да, иногда становится лень. Самый главный вопрос, наверное, - как бороться с ленью, как не забывать о том, что ты идешь к своей цели?

Беляков:

- Какие-то тренинги проходишь, книжки читаешь, там куча полезных советов. А потом начинается страничка, где тебе предлагают сделать какие-то упражнения. Такая лень нападает, честно скажу.

Поташев:

- На самом деле это два разных вопроса. Первый вопрос касается того, как выбрать для себя мотивацию, установить цель и ее достичь. В принципе есть два разных подхода. Подход западный, когда человек четко знает, к какой цели он идет, и старается достичь ее максимально прямым путем, прямым маршрутом. Если возникают на пути препятствия, они сносятся, пробиваются головой стены.

Кочнева:

- То есть устанавливаются четкие сроки. Если я хочу конкретную должность выше, я устанавливаю себе сроки для повышения?

Поташев:

- Как-то так. Это западная модель. Восточная модель немножко другая. Она заключается в том, чтобы из возможных течений в реке… То есть не пытаться против течения двигаться к своей цели на том берегу, которую ты себе назначил, а двигаться по течению, но выбирать те направления, которые более или менее близки к тому направлению, которое кажется тебе правильным, пусть и не совпадая с ним в точности. По сути, это означает не пропускать мимо внимания открывающиеся возможности, которых всегда очень много, просто мы их часто не видим. И главное, внимание, заточенность на то, чтобы эти возможности видеть. Мне, кстати, ближе второй путь. Я склонен к гибкому целеполаганию, много раз в жизни менял и направления, и области деятельности, но как-то так всегда получалось, что эти шаги всегда продвигали меня вперед, к тому, к чему я стратегически пытаюсь прийти.

Беляков:

- То есть это больше интуиция?

Поташев:

- В числе и интуитивно. Потому что, бывает, у нас не хватает логических способностей, для того чтобы, если вариантов много, взвесить все плюсы и минусы и объективно из них выбрать. Тут как раз интуиция часто приходит на помощь.

Кочнева:

- Это про лень.

Поташев:

- Это про лень сейчас будет, да. Я как человек очень ленивый знаю, о чем говорю. Во-первых, надо сказать, что лень все-таки двигатель прогресса. Это не зря сказано. Считается, что большинство выдающихся изобретений, начиная с колеса, их сделали очень ленивые люди. То есть люди, которые пытались облегчить себе тяжелую физическую работу, сделать жизнь комфортнее, удобнее, с минимумом усилий. Это именно люди ленивые, естественно. Поэтому у меня отношение к лени двойственное. С другой стороны, в практической жизни действительно часто приходится себя заставлять что-то делать, и часто это сложно. Я использую простой прием. Прием вознаграждения за малые дела. Так получилось, я примерно за год написал три книжки, впервые в жизни всерьез за это взялся, и это было тяжело для меня. Я придумал себе такую схему писать понемножку, по одной странице. И вот после того, как я страницу написал, я могу себе позволить заняться чем-то, чем мне хочется заняться – посмотреть следующую серию сериала, прочесть пару глав книги, которую я сейчас играю, поиграть в какую-то компьютерную игру. Но пока я страницу не напишу, я себе этого не позволяю. Получается достаточно эффективно. Потому что и страница пишется быстрее, потому что хочется это как можно быстрее закончить и перейти к тому, что действительно нравится.

Беляков:

- Надо будет самоограничивать себя. Потому что вы полстраницы, например, написали, думаете: ну, чуть-чуть, а потом еще полстранички напишу.

Поташев:

- Нет, тут надо себя не обманывать. Хотя бы себя можно не обманывать и договориться четко, что действуем мы с собой так и не иначе.

Беляков:

- Что касается развития памяти. Часто нам требуется сохранить что-то. Понятно, что в интернете все есть, но в любом случае нужно обладать каким-то массивом информации в голове.

Поташев:

- А зачем?

Беляков:

- Тот же язык, например.

Кочнева:

- Но вы-то много знаете, раз магистр.

Поташев:

- Здесь вообще никакой связи нет. Знания к игре «Что? Где? Когда?» вообще не имеют никакого отношения, даже близко, это классическое заблуждение. Язык это вообще особое дело, кстати, там важнее врожденные способности и даже музыкальный слух, чем развитая память. Память как таковая нужна в очень немногих областях человеческой деятельности, скажем честно. Я знаю примерно две – медицина и юриспруденция, где действительно необходимо хранить в памяти много всякой информации, потому что не всегда есть время на то, чтобы ее при необходимости отыскать. И в процессе обучения там приходится заучивать какие-то большие объемы информации и доносить ее до стола экзаменатора. В подавляющем большинстве других областей человеческой деятельности на сегодняшний день хранить в памяти много данных, много информации просто не нужно. Гораздо более важны сейчас навыки именно поиска информации и, что еще важнее, фильтрации той информации, которая является мусором практически. Этому, кстати, у меня тоже посвящен один из тренингов. Он посвящен современным методам работы с информацией. Поэтому память довольно сильно переоценивают. Есть много всяких тренингов, посвященных развитию памяти. Я занимался этой темой, изучал. Не хочу уходить в критику всех этих вещей, скажу, что это нужно в достаточно специфических ситуациях, когда нужно быстро запомнить большой объем информации, а потом так же быстро ее забыть.

Беляков:

- Вопрос про мышление. Как развивать аналитическое мышление? Условно, как прокачивать свои мозги? Мы знаем, есть физическая зарядка – подняли руки вверх, опустили руки, отжались, присели и т.д.

Поташев:

- В этом смысле мозг это тоже мышца и, конечно, нуждается, в постоянных упражнениях. Но я бы сказал все-таки не об аналитических способностях - это немножко другая история, достаточно непростая. А вот гибкость мышления, я бы сказал, активность мозга, она, конечно, нуждается в подпитке и зарядке, и с точки зрения общего здоровья это тоже очень важно. Потому что есть исследования западные, что, скажем, болезнь Альцгеймера гораздо в меньшей степени угрожает людям, которые занимаются постоянно интеллектуальным тренингом, совершенно конкретным.

Простая вещь. Именно для этого человечество придумало интеллектуальные игры, самые разные причем. Это и шахматы, и шашки, и нарды, и разнообразные карточные игры, требующие комбинаторных способностей, мышления. У меня есть еще одна должность, не названная вами, - президент федерации спортивного бриджа России.

Кочнева:

- Карточная игра, где нужны мозги.

Поташев:

- Да. Эти исследования касались людей, которые занимаются спортивным бриджем. И многие из них до 90 лет сохраняют остроту мышления. Я еще раз скажу, неважно, какая именно игра, их много. И моя любимая игра «Что? Где? Когда?» тоже. И некоторые стратегические компьютерные игры тоже вполне в этом смысле работают. Важно мозг периодически нагружать какими-то комбинаторными и тактическими задачами.

Беляков:

- Как часто? Каждый день?

Поташев:

- По возможности каждый день.

Беляков:

- По полчаса?

Поташев:

- Это уже индивидуально.

Кочнева:

- Полчаса, а потом награждение – пирожное.

Поташев:

- Знаете, награждением должно быть именно это. Если человек не получает удовольствие от этого процесса, то это плохо.

Кочнева:

- Как выйти замуж за миллионера?

Поташев:

- Согласно известному анекдоту, вопрос должен не так ставиться. Как стать женой миллионера? Ответ известен. Стать женой миллиардера, и через некоторое время он станет миллионером. Как выйти замуж за миллионера? Это тоже очень просто. Заходите в раздевалку, например, «Зенита» и выбираете любого.

Беляков:

- Главное, найти ключик к раздевалке.

Кочнева:

- Такого решения мне еще не предлагали. Спасибо вам большое.

Слушайте также

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Московская студия 8-800-200-97-02
+7 (967) 200-97-02 +7 (967) 200-97-02
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ