"Моя светлая коллекция" Ирины Радыш стала воплощением чистоты и женственности. Фото: архив Ирины Радыш
Уже не впервые донецких дизайнеров приглашают на Российский фестиваль моды «Плес на Волге. Льняная палитра». К слову сказать, это единственный в России летний модный фестиваль, яркое и значимое событие, собирающее тысячи туристов, зрителей, аналитиков моды, где президентом выступает сам патриарх в мире моды - Вячеслав Зайцев. И не впервые наши дизайнеры возвращаются оттуда с наградами.
Фестиваль пропустили только в 2014
Высшую награду - символ фестиваля – Серебряный феникс, выполненный ювелирами «Красной Пресни», уже в четвертый раз завоевывает донецкий дизайнер Ирина Радыш.
Этот Феникс стал четвертым в коллекции донецкого дизайнера.
Фото: Юлия АНДРИЕНКО
«Комсомолка» не могла не побывать в мастерской Ирины. Скромное здание ателье «Контур», никаких громких вывесок, мраморных ступеней или амбициозных указателей и тем не менее именно здесь творят шедевры.
В ателье меня встречают сама Ирина Радыш и Оксана Дьяк - председатель координационного совета министерства промышленности и торговли ДНР, президент ассоциации бытового обслуживания и бессменный член жюри фестиваля.
Ирина Радыш и Оксана Дьяк (слева направо) с моделью из "Моей светлой коллекции".
Фото: Юлия АНДРИЕНКО
- Именно благодаря энтузиазму этой женщины мы можем быть на фестивале «Льняная палитра» на особых, льготных финансовых условиях, - Ирина Радыш представляет мне Оксану Николаевну. – Из-за военных действий мы пропустили только 2014 год.
- В 2014 году я отправила на фестиваль телеграмму, в которой рассказала, как мы научились ценить тишину и мирное чистое небо над головой, - рассказала Оксана Николаевна. – Эти слова зачитали перед всеми гостями на открытии фестиваля, люди плакали, переживали за нас. И мы вернулись. Не могли не вернуться.
Кропотливый труд - ручная вышивка. Это даже нарисовать непросто, а вышивать подобное могут только профи.
Фото: Юлия АНДРИЕНКО
Уже в 2016 года Донецк уверенно ступил на подиум фестиваля. И не просто ступил, но добыл победу. Тогда можно было подумать, что тот первый Серебряный феникс Ирины Радыш был вручен, как символ любви и сочувствия к Донбассу. Но победу Ирина Радыш добыла и в следующем 2017, а затем в 2018 и 2019 годах.
Оксана Дьяк бессменный организатор таких показов. Именно благодаря ей имена донецких дизайнеров знают во всем мире.
Фото: Юлия АНДРИЕНКО
От Донецка поехали пять участниц
Чтобы не создалось впечатление, будто это так легко, стоит заметить, что фестиваль проводится в трех номинациях: промышленной, авторской и студенческой, в каждой из них представляются женская, мужская, детская коллекции, одежда для дома и спорта. В рамках основного показа было продемонстрировано порядка 30 коллекций модельеров из Ивановской области, Москвы, Вологды, Костромы, Ельца и Донецка. То есть конкуренция среди участников огромная.
"Моя светлая коллекция" Ирины Радыш. Фото: архив Ирины Радыш
- В этот раз от Донецка поехали сразу несколько участниц – Татьяна Протченко с коллекцией «Веда», Ирина Радыш – «Моя светлая коллекция», Елена Ковальчук - «Мифический город или город, которого нет», а также Олеся Буланова и Ольга Варламова. Все они выступали в авторской номинации, - рассказывает Оксана Дьяк, которая к тому же является одним из постоянных членов жюри фестиваля. – И здесь оценивается все – художественная выразительность, модные тенденции, авторское видение образа, а также качество материалов и исполнения. Две наших участницы – Ирина Радыш и Елена Ковальчук набрали максимальное количество балов, победу присудили Ирине, оценив завершенность и цельность образов – все ее модели были к тому же в авторских шляпах.
"Моя светлая коллекция" Ирины Радыш. Фото: архив Ирины Радыш
Даже тучи расступились
Коллекция Ирины абсолютно воздушная, почти эфирная, выполненная в нежно розовых, пудровых тонах просто потрясает своей женственностью и чистотой. Комбинезоны, платья с воланами, богатая вышивка, ленты – всего дизайнер представила 12 образов или луков, как говорят в мире моды.
"Моя светлая коллекция" Ирины Радыш. Фото: архив Ирины Радыш
- Модели выходили под вальс Шостаковича, под который в фильме Бондарчука «Война и мир» танцевала свой первый вальс Наташа Ростова. В этом вальсе и гордость за Россию, ее историю и свежесть юности, нежность, ожидание любви, - вспоминает Ирина. – И это было потрясающе – 25-метровый подиум, с одной стороны – Волга, с другой – ряд старинных домов и аллеи лип. Это в Донецке они уже отцвели, а там только распустились и все было укутано медовым ароматом.
- В этом году погода немного подкачала, шел дождь, но, удивительно, когда на подиум вышел Донецк, даже тучи расступились, - улыбается Оксана Николаевна. – Кроме того, все наши дизайнеры получили приглашения на другие модные события и выставки в России.
Члены жюри фестиваля. Всего же их 13. И представитель Донецка тоже есть - это Оксана Дьяк. Фото: архив Ирины Радыш
Огонь, вода и медные трубы
Когда разглядываешь коллекцию ажурных Фениксов на столике дизайнера (а все они сделаны из чистого серебра и даже инкрустированы драгоценными камнями), то кажется все так гладко было всегда: фестивали, победы, награды, клиенты. Но это далеко не так. До войны коллектив Ирины, а это были 10 высококлассных мастеров, занимали люксовый сегмент в мире моды. Здесь обслуживались очень обеспеченные клиенты. С улицы сюда не попадали. Но война изменила все.
- Вспоминаю, как постоянные клиенты в 2014 году звонили и просили дать им адрес нашего ателье в Киеве, даже на минуту не допуская, что мы можем оставаться в Донецке, - улыбается Ирина. – Но я люблю наш город и не могла бы его бросить. Чтобы выжить, мы в буквальном смысле латали дыры, брались за все, включая ремонт одежды. От одного из мощных обстрелов в 2014 году сорвало воздухоотводный кран на чердаке и ночью всю мастерскую залило кипятком. Японские швейные машинки, оверлоки, дорогущие утюги – все это было погребено под обвалившейся штукатуркой, сколько оборудования было уничтожено, не передать. До сих пор перед глазами картина, мы ходим с сотрудниками по щиколотку в воде, пытаясь спасти хоть что-то, а мама большой кистью аккуратно сметает штукатурку с утюга. Но ничего, выдержали. И в этом заслуга всего моего коллектива, который я очень ценю.
"Моя светлая коллекция" Ирины Радыш. Фото: архив Ирины Радыш
- То есть вы в прямом смысле прошли огонь – войну, воду – потоп и медные трубы – испытание славой, - шучу я.
- Но расслабляться и почивать на лаврах не можем, - признает дизайнер. – Мы должны работать, идти вперед, если хотим выжить. Впереди у нас показы в России и в республике, поэтому упиваться победами времени нет. Нужно работать, корона в нашем деле только мешает.