2019-05-08T17:05:30+03:00

Обращение к Джеффу Безосу и Илону Маску: «Мы обязаны сохранить Землю потомкам!»

В своем открытом письме изобретатель Анатолий Юницкий предостерегает от ошибок и предлагает свой вариант освоения космоса
Изменить размер текста:

Инженер Анатолий Юницкий - автор концепции струнного транспорта SkyWay. За последнее время его проект вырос от небольшого конструкторского бюро до крупной компании в области исследований и разработки с испытательными полигонами в Беларуси и ОАЭ.

Экологичный и многофункциональный струнный транспорт SkyWay на сегодняшний день готов к применению: эстакадная путевая инфраструктура проверена, несколько транспортных средств прошли сертификацию, ведется работа над скоростными и сверхскоростными модулями

Экологичный и многофункциональный струнный транспорт SkyWay на сегодняшний день готов к применению: эстакадная путевая инфраструктура проверена, несколько транспортных средств прошли сертификацию, ведется работа над скоростными и сверхскоростными модулями

Концепция струнного транспорта появилась на основе другой большой идеи - создания транспортного средства для неракетного освоения космоса. Его разработкой Анатолий Юницкий занимается с конца 1970-х. Задуманный им транспортный комплекс состоит из эстакады, опоясывающей Землю в районе экватора, и телескопического кольца с расположенным в нем линейным двигателем. С помощью центробежной силы двигатель будет поднимать развертывающееся кольцо с поверхности планеты и выводить его на околоземную орбиту вместе с полезным грузом. По задумке автора, с помощью такого Общепланетарного транспортного средства можно вывести в космос промышленное производство и сохранить тем самым экологию Земли.

Вчера на вручении одной из европейских премий Анатолий Юницкий сказал:

- Мы должны мыслить смело и применять решения, которые еще вчера казались нам невозможными. Если для спасения планеты нам нужно будет создать альтернативу автомобилям с двигателем внутреннего сгорания - это нужно сделать уже сейчас. Если для будущего человечества промышленность нужно вывести на околоземную орбиту - разработки в этом направлении нужно начинать как можно скорее.

В своем стремлении к промышленному освоению космоса Анатолий Юницкий далеко не одинок: о таких планах говорят также директор Amazon Джефф Безос, спонсирующий аэрокосмическую компанию Blue Origin, и Илон Маск, основатель компании - производителя космической техники Space X. Они предлагают с помощью ракет отправлять людей на ближайшие к Земле небесные тела для того, чтобы основать там колонии.

Речь Анатолия Юницкого на вручении словацкой Международной Премии мира.

В своем открытом письме Анатолий Юницкий предлагает свое видение освоения космоса и рассказывает, почему нужно не искать лучшей жизни на Марсе, а решать проблемы на Земле.

__________________________________________________________________

Джeффри Престону Безосу, главе Amazon.com, Inc и Blue Origin, Илону Риву Маску, главе Space Exploration Technologies Corporation, а также всем тем, кто намерен широкомасштабно осваивать космос в будущем с помощью ракетоносителей.

Уважаемые господа!

Ваши имена широко известны во всем мире, мое - известно меньше. Мы с вами - представители разных культур, граждане далеких друг от друга стран и носители различных менталитетов и имеем разные финансовые возможности для инвестиций в освоение космоса. Однако есть между нами и нечто общее: так же, как и вы, я уверен, что у человечества нет иного пути развития, кроме освоения космического пространства, но при этом я считаю, что туда с планеты необходимо вынести всю экологически грязную промышленность. Как и вы, я посвятил реализации альтернативной программы по освоению космоса много десятилетий. На этом пути, в качестве инженера и ученого, мною были достигнуты значительные результаты и сделан ряд важных выводов, которыми считаю нужным поделиться с вами, чтобы предостеречь от ошибок, способных стать критическими для всех нас - землян.

Осваивать космос с помощью ракет - нерационально и неэкологично

Ракетный путь освоения космоса, по которому сегодня идет человечество и по которому решили пойти и вы, - тупиковое направление. Судя по данным из открытых источников, основная цель, которую вы преследуете на сегодняшний день, состоит в снижении стоимости запуска за счет создания ракетоносителей многоразового использования. Но даже если вам удастся достичь существенных результатов и снизить цену доставки грузов на орбиту, например, до 2 миллионов долларов США за тонну груза, масштабное освоение космоса по-прежнему останется дорогостоящим. Здесь можно провести параллели с земной реальностью, где бессмысленно пытаться строить завод при цене одного кирпича, сопоставимой с ценой автомобиля.

Другое обстоятельство, делающее бессмысленными попытки индустриализации космоса при помощи ракет, состоит в их крайне низком энергетическом КПД, менее 1%, если учесть все затраты и потери энергии, в том числе предполетные и послеполетные, например, на получение топлива и изготовление сбрасываемых и теряемых ступеней. Звучит как парадокс, но транспортная производительность всей современной ракетно-космической отрасли сопоставима с одной конной повозкой. Такая повозка, непрерывно с 1957 года перевозящая 1 тонну груза на расстояние доставки на орбиту (примерно 300 км), на сегодняшний день перевезла бы столько же грузов, как и все вместе взятые ракеты - в космос.

Ракетная космонавтика, помимо неэффективности, еще и создает глобальные экологические проблемы. Скорость истечения реактивной струи при запуске ракеты достигает 4 километров в секунду, что в пять раз выше скорости полета пули снайперской винтовки. Температура струи достигает 4 тысяч градусов, что почти в три раза выше температуры плавления стали. Вся эта мощь выбрасывается в чрезвычайно уязвимом озоновом слое в виде химически активного пламени. Каждый запуск тяжелого ракетоносителя делает дыру в озоновом слое размером с большую европейскую страну, такую как Франция.

Еще 40 лет назад было подсчитано, что космический челнок «Шаттл» за один старт (в зависимости от ионосферных условий) может уничтожить от 10 до 40 миллионов тонн озона, потому что в качестве компонентов топлива он использует озоногасящие химические элементы. Учитывая, что всего в атмосфере Земли находится около 4 миллиардов тонн этого газа, легко подсчитать, что для полного уничтожения озонового слоя достаточно будет единовременно запустить 100 - 200 ракетоносителей такого типа. Кроме гашения озона ракетные пуски меняют и физикохимию верхней атмосферы, вызывая турбулентность ионосферы, и даже влияют на геомагнитное поле в тангажной плоскости пуска.

Многоразовое использование ракет и переход на новые виды ракетного топлива не смогут решить эти проблемы. Для индустриализации космоса при нынешней грузоподъемности ракет потребуется число запусков на несколько порядков большее, чем есть сегодня, - это попросту убьет жизнь на нашей планете. Не радуют прогнозы уже на ближайшие 10 лет по запуску космических аппаратов: 180 пусков в год - это более чем двукратный рост относительно текущего уровня. Не хочется верить, что подобный вариант развития событий видится вами в качестве гуманистической миссии и главного дела жизни, реализуемого в рамках возглавляемых вами проектов.

Человечество должно найти альтернативу ракетной космонавтике

Человечество должно найти альтернативу ракетной космонавтике

Человек убьет Землю, если не вынести производства в космос

Я полагаю, вы понимаете и разделяете мое убеждение в том, что Земля будет обречена, если в ближайшее время не вынести техносферу - всю индустрию - в космос, за пределы нашего общего дома - биосферы. Это произойдет оттого, что принципиально невозможно создать в промышленности замкнутые технологические циклы. Это примерно то же самое, как искать способ запретить корове, наряду с продукцией - молоком, вырабатывать навоз, мочу, метан и СО2. Не удастся наложить вето на выброс в окружающую среду того, что остается в результате вычитания из исходного сырья (травы) - готовой продукции (молока).

Все промышленные технологии работают по точно такой же схеме - берут сырье, выделяют из него продукцию (осуществляя иногда десятки и даже сотни переделов), а то, что осталось, выбрасывают обратно в окружающую среду.

Даже биосфера в целом не является замкнутой системой - ведь она преобразила ранее мертвую Землю. Точно так и техносфера в целом не может быть замкнутой системой в условиях отдельно взятой планеты. Она неизбежно и неотвратимо будет преобразовывать планету под себя, не нуждаясь ни в кислороде, ни в почве, ни в других, необходимых человеку для жизни на Земле, компонентах. В итоге техносфера убьет если и не все живое на планете, то человечество - точно. Уже сегодня промышленность США и Китая потребляет в два раза больше кислорода, чем вырабатывают зеленые растения на территории этих стран. Они живут в долг - потребляют кислород, вырабатываемый российской тайгой и джунглями Амазонки. Существует сорокалетняя тенденция смещения Дня экологического долга (Ecological Debt Day) к началу года, при сохранении которой уже через 2 - 3 поколения техносфера безвозвратно съест биосферу.

Только предоставление техносфере экологической ниши вне биосферы обеспечит последней сохранение и развитие по законам и направлениям, сформированным в течение миллиардов лет эволюции, а также гармоничное взаимодействие общности людей как биологических объектов с биосферой. Такой экологической ниши для техносферы на Земле нет, но она есть в космосе, совсем рядом - на расстоянии начиная от 100 километров от поверхности планеты, где для большинства технологических процессов идеальные условия: невесомость, вакуум, высокие и криогенные температуры, неограниченные сырьевые, энергетические и пространственные ресурсы.

С индустрией на земной орбите никому не придется бежать из своего дома на другие планеты и в иные звездные системы. Конечно же, я могу предложить альтернативу подобному побегу - обустройство более пригодных для проживания участков суши на Земле: высокогорные районы (выше 3000 м) или Антарктида. Стоимость колонизации земных горных массивов и Антарктиды в тысячи раз меньше, чем того же Марса, да и проживать тут гораздо комфортнее: теплее градусов на 100°, имеются привычные нам воздух и кислород, еда, пресная вода (стоит только снег растопить), и это по-прежнему - родная Земля! Да и авиабилет будет в миллион раз дешевле межпланетного билета - тысяча долларов вместо миллиарда.

Как видите, для широкомасштабного освоения космоса у человечества осталось не так уж много времени - до точки невозврата в развитии нашей технократической цивилизации осталось всего пару поколений. После этого уже ничто не сможет восстановить нарушенный баланс между природой и индустрией - из-за технократического угнетения биосферы начнется ее необратимое разрушение и деградация, а с ней и деградация человеческого рода. Ведь наша земная цивилизация живет по принципу «плесень в чашке Петри» - съев все ограниченные ресурсы, она погибнет.

Широкомасштабное освоение космоса и вынесение на орбиту земной индустрии потребует геокосмических перевозок в объеме многих миллионов тонн в год. Ни сегодняшняя тысяча, ни завтрашние десять тысяч тонн грузов в год (как планируется при ракетной индустриализации космоса) не решат глобальных проблем человечества, проживающего на планете. Ко времени выхода на такой объем перевозок на планете будет жить уже 10 миллиардов человек, что в пересчете на одну земную душу даст нам всего 1 грамм космической продукции в год, или 3 миллиграмма - в день.

Выход есть - Общепланетарное транспортное средство

В результате анализа указанных проблем более 30 лет назад я пришел к выводу, что единственной возможной транспортной технологией широкомасштабного освоения космоса для человечества является неракетный способ. Вам наверняка известна идея космического лифта и другие подобные концепции. Все они сложно реализуемы, по крайней мере, в обозримом будущем, к тому же их производительность не превышает 10 тысяч тонн грузов в год. Но у меня есть собственное решение, о котором вы также, вероятно, слышали.

Оно получило широкую известность после моего доклада в Москве на неправительственной встрече американской и советской общественности, организованной Советским комитетом защиты мира. Эта встреча состоялась в 1987 году, более 30 лет назад, и была посвящена проблемам вынесения земной индустрии в космос без использования ракет, а также освоения и заселения других планет. С тех пор мною проделана большая работа, создана собственная научно-конструкторская школа, на базе которой это решение было исследовано и проверено расчетными методами. Благодаря этому проект может быть реализован уже в обозримом будущем - при наличии политической воли и консолидации бизнеса.

Общепланетарное транспортное средство позволит вывести в космос промышленное производство

Общепланетарное транспортное средство позволит вывести в космос промышленное производство

Проект получил название «Общепланетарное транспортное средство» (ОТС). Это геокосмический транспортный комплекс многоразового использования для безракетного освоения ближнего космоса. Он позволит без какого-либо негативного взаимодействия с окружающей средой, как с земной, так и с космической, за один рейс выводить на орбиту порядка 10 миллионов тонн грузов и 1 миллиона человек, которые будут задействованы в создании и функционировании околоземной космической индустрии. За один год ОТС сможет выходить в космос до 100 раз. То, что способно сделать ОТС за один год, современной мировой ракетно-космической отрасли, в которую уже вложены триллионы долларов, потребуется порядка миллиона лет. При этом затраты на доставку каждой тонны полезного груза на орбиту с помощью ОТС будут в тысячи раз ниже, чем ракетоносителями, - не дороже тысячи долларов за тонну.

Экологически чистое ОТС, работающее исключительно на электрической энергии, позволит реально осуществить индустриализацию ближнего космоса. После этого необходимо будет лишь закрыть на планете все вредные для земной биосферы промышленные производства, к тому моменту создав их на околоземной орбите на новых, экологически чистых для космоса, принципах. Это откроет потрясающие возможности в области информационных и энергетических коммуникаций. Вынос промышленности за пределы планеты радикально улучшит нашу общую среду обитания, наш общий дом - биосферу планеты Земля, особенно в индустриальных регионах, без каких-либо ограничений роста производства.

Проект объединит человечество

Практически все инженерные решения, применяемые в проекте, широко известны, апробированы на практике и реализованы в настоящее время в промышленности. Бюджет проекта, рассчитанный на 20-летний срок, составит порядка двух триллионов долларов, что не так уж и много - три годовых военных бюджета США. Такая глобальная геокосмическая программа позволит вновь объединить вокруг себя все развитые страны мира общими целями и задачами и привлечь их к финансированию этого сверхамбициозного проекта, призванного спасти человечество.

Новая транспортная система будет работать на Земле и в космосе

Новая транспортная система будет работать на Земле и в космосе

В силу своих технических особенностей проект напрямую затронет территорию десятков стран, в основном расположенных вдоль экватора, а по политико-экономическим причинам проект затронет весь мир. ОТС также станет незаменимой платформой для перспективного освоения дальнего космоса космическими аппаратами многоразового использования, типа тех, разработкой которых сегодня занимаются ваши компании. Срок реализации проекта составит около 20 лет с учетом социально-политических, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.

Искренне надеюсь найти в ваших лицах единомышленников, небезразличных к будущему человечества и побуждаемых к действию не только интересами получения прибыли. Вы, как немногие, должны понимать, что в случае гибели нашего общего дома, земной биосферы, никакие деньги не спасут жизни землян, их детей и внуков. Приглашаю вас к сотрудничеству на благо всего человечества. Надеюсь, данное письмо инициирует старт главного события и в вашей жизни.

Земля - лучшая планета во всей Вселенной. Мы обязаны сохранить ее потомкам!

Президент группы компаний SkyWay,

Председатель Совета директоров

и Генеральный конструктор ЗАО «Струнные технологии»

Инженер Анатолий Юницкий.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также