2018-07-12T17:23:30+03:00

Неизвестный ДМЗ: эскадрилья, 25-я школа и пароходный гудок

В преддверии дня металлурга, мы отыскали интересные факты о нашем градообразующем предприятии.
Кроме основной своей деятельности, завод интересен еще много чем. Фото: ymz.com.ruКроме основной своей деятельности, завод интересен еще много чем. Фото: ymz.com.ru
Изменить размер текста:

Почти всегда, когда речь заходит о нашем металлургическом заводе, рассказывают о миллионах тонн выплавленного металла, чугуна и прочего. Об ассортименте еще рассказывают. Это, безусловно, очень важно, но на ДМЗ есть еще много чего интересного. Например, гудок.

Гудок

Ежедневно в 6:00, 7:00, 14:00, 15:00, 19:00, 22:00 и 23:00 часа весь город слышит, как гудит ЮМЗ. Одна из визитных карточек города. А собственно, что это гудит? А гудит не какая-то современная система оповещения, гудит натурально пароходный гудок. Этот гудок Джон Юз, лично своими руками, снял с затонувшего в Азовском море парохода и установил на заводе в качестве часов. Нужен был режим и дисциплина, а люди жили по солнцу, что было совершенно неудобно для предприятия. Гудок решил эту проблему и сигналил горожанам аж до осени 1941 года.

- Во время войны, когда ДМЗ экстренно эвакуировали, а что невозможно вывезти – взрывали. Рабочий завода Маркелов нашел на развалинах этот самый пароходный гудок, унес домой, спрятал и в 1943 году вернул на завод. И ДМЗ вновь привычно загудел, - рассказала корреспонденту КП директор народного музея ДМЗ Неля Рудская.

В советское время, в шестидесятые, правительство СССР организовало борьбу с шумом, вышло постановление - перестать гудеть. Во всей стране заводы замолчали. Неизвестно, как в других городах, а в Донецке началось форменное безобразие – опоздания на работу, задержки, срывы сроков. Дончане требовали вернуть гудок, руководство ДМЗ тоже было за. В общем, пришлось обратиться чуть ли не в Кремль, чтобы заводу разрешили гудеть. И гудеть разрешили. Единственному в СССР. С тех пор так и гудит, почитай 140 лет уже.

Татьяна Клименко, машинист-обходчик по котельному оборудованию котлов 1–3 возле вентиля, которым «включается» гудок. Фото: infodon.org.ua

Татьяна Клименко, машинист-обходчик по котельному оборудованию котлов 1–3 возле вентиля, которым «включается» гудок. Фото: infodon.org.ua

ДМЗ во время войны

С началом войны ДМЗ перепрофилировали за месяц. На фронт пошли наши снаряды, бомбы, на заводе выпускали высоколегированную сталь, противотанковые ежи. ДМЗ работал до последнего. Когда стало ясно, что эвакуации не избежать, завод вывезли в Серов, что-то взорвали, печи «закозлили». 18 сентября 1941 г. в эвакуацию уехала последняя машина, а 20-го в городе уже были немцы.

Пришедшие фашисты лютовали. Вроде бы, вот они - богатства несметные, а хоть какую-то пользу извлечь невозможно. Все, что удалось оккупантам заставить делать заводчан – рессоры для автомобилей.

Зато в сентябре 1943 года, на следующий день после освобождения города, горожане уже стояли на проходной – пришли восстанавливать завод. ДМЗ восстановили за рекордные полгода. Довоенные мощности были увеличены вдвое. И опять все заработало на победу.

Первым делом самолеты

Более того, заводчане каким-то немыслимым образом к концу 1943 года из личных сбережений, то есть, всем миром собрали какие-то остаточные сбережения (я вот даже представить не могу что там за «накопления» остались к 1943 году) собрали 1400000 миллион четыреста тысяч(!!!) рублей на строительство эскадрильи. В июне 1944 года эскадрилья (а это 12 самолетов), которой присвоили имя «Металлург Донбасса», поступила на вооружение 611 истребительного авиационного полка.

Награда за эскадрилью - Красное Знамя Государственного комитета обороны Фото: Ольга ЖУКОВА

Награда за эскадрилью - Красное Знамя Государственного комитета обороныФото: Ольга ЖУКОВА

Что можно успеть за 9 дней?

Также интересна история школы №25, которую построили в 1938 году для детей заводчан. 22 июня 1941 года в школе был выпускной, а 23-го выпускные классы и учителя во главе с директором - всего 60 человек - ушли на фронт добровольцами. Во время войны в школе расположились немецкий госпиталь и почта. Отступая, фрицы здание взорвали. А уже 18 сентября газеты писали, что дети сели за парты в восстановленной 25-й школе. Особая гордость – все окна застеклены (стекло – ужасный дефицит во время войны). На восстановление школы ушло 9 (девять!) дней.

Новая история

Сегодня детище Юза - один из гигантов металлургии. Несмотря на войну, так было и так обязательно будет. Особая гордость завода – колокола, которые отливали на ДМЗ. Колокола, сделанные на нашем заводе (а это более 1100 штук), звонят в России, Украине, Белоруссии, Греции, Грузии, Германии.

Еще одна «изюминка» ДМЗ – храм на территории завода. Храм святителя Игнатия Мариупольского. О храме мечтал еще Джон Юз. Уникальность храма в том, что это первая церковь в истории, построенная на территории предприятия. В этом храме есть баптистерий (такая огромная купальня), который позволяет крестить взрослых как положено – в воде, как младенцев.

Храм святителя Игнатия Мариупольского на территории Юзовского металлургического завода Фото: Ольга ЖУКОВА

Храм святителя Игнатия Мариупольского на территории Юзовского металлургического заводаФото: Ольга ЖУКОВА

На территории завода разбит огромный красивый парк Фото: Ольга ЖУКОВА

На территории завода разбит огромный красивый паркФото: Ольга ЖУКОВА

 
Читайте также