Премия Рунета-2020
Донецк
+16°
Boom metrics
Политика8 мая 2018 16:00

Митинг на Саур - могиле 2018. Нигде больше так не прочувствуешь День Победы

Что говорили обычные люди - дончане, переживающую нашу войну
Очередной праздник со слезами на глазах. Митинг на Саур могиле

Очередной праздник со слезами на глазах. Митинг на Саур могиле

Фото: Ольга ЖУКОВА

Очередной праздник со слезами на глазах. Митинг на Саур могиле. Нигде больше так не прочувствуешь День Победы.

Саур Могила нашпигована осколками двух войн, но несмотря на это - непокоренная. Хочется написать, что это магическое место, но это не совсем верно. Это просто наша земля, наша высота. А магическим это место делают люди – защитники своей земли. А если не даешь в обиду свое, родное – родителей, детей, дом, землю, то все оружие мира оказывается бессильно. Чужой земли ни пяди нам не надо, но и своей клочка не отдадим - эти слова времен Великой Отечественной впечатаны в ДНК жителей Донбасса. Именно поэтому об эту высоту ломают зубы все, на нее посягнувшие. Так было и так будет.

Чтим подвиг

Чтим подвиг

Фото: Ольга ЖУКОВА

Особенно четко это понимаешь, когда разговариваешь с обычными людьми Донбасса. Хотя, обычным их назвать сложно. Вот, например, ветеран, переживший войну:

- Вы знаете, я горняк. У меня 52 года горняцкого стажа. Мне было10 лет, когда началась война. Я ее помню от и до. Когда меня спрашивают, как я так долго живу и хорошо себя чувствую, я отвечаю – это потому что я в детстве ел подснежники, ел липу, глет ел, кору. У меня много воспоминаний о той войне, про жизнь в оккупации, про немцев. Про голод. То что вчера было – не очень помню. А войну – каждый день помню. Не могу забыть. И вспоминать не люблю.

Саур Могила нашпигована осколками двух войн, но несмотря на это - непокоренная

Саур Могила нашпигована осколками двух войн, но несмотря на это - непокоренная

Фото: Ольга ЖУКОВА

Две девчушки, на вид младшей года два-три, старшей годика четыре. Младшая одета в военную форму. На форме орден «за боевые заслуги». С ними мама и папа. Спрашиваю – чей орден? Папин!

Папа – Казенов Алексей Леонидович. Воевал в Докучаевске и Еленовке. Командир взвода третьей самоходной артиллерийской батареи. С зимы не служит по семейным обстоятельствам. Два «Семейных обстоятельства» покоряют танк. Есть еще старшая дочь, учится в начальной школе и жена алексея ждет четвертого:

- Надеюсь, что четвертый будет мальчик! Очень сильноо надеюсь!, - говорит Алексей.

Алексей родом из Мариуполя.

- Приехали почтить память погибших дедов. Деды воевали против фашизма и сейчас за это же воюем. Детям это надо знать.

- В четырнадцатом году пацаны приехали, сказали, поехали защищать Донецк. Мариуполь отстоять не получится. Я и поехал. Через месяц забрал жену. Немного обустроился, понял, что с голоду не помрем. Старшая попадала под обстрел, потом долго спала, забившись в угол. Сейчас вроде бы отошла.

Следующая встреча неожиданная. Мальчишка лет 11, звать Олег. Приехал к нам из Серпухова, Подмосковье. Его отец воевал в Донбассе. Сейчас привез сына к нам, на Саур Могилу. На мой вопрос зачем же тебя папа привез в неспокойный город, ответил:

- Потому что мне это надо.

Как говорится, ни убавить, ни добавить.

Иду к кладбищу у подножия Саур Могилы. Одну из могил убирает молодая женщина. Рядом мальчишка лет семи. На могильном камне значится Будяк Дмитрий Алексеевич. Погиб в начале войны. Женщина – его вдова. Мальчишка – сын Алексей.

- Это мой муж. Позывной Шахтер. Погиб под Никишино. Был командиром разведвзвода. Прикрыл собой отход своих ребят. В апреле Дмитрию дали еще одну медаль посмертно. Как он всегда говорил «Я не могу иначе. Я не хочу. Чтоб фашисты топтали мою землю». Сослуживцы его нас поддерживают, не забывают.

Мальчишка весь разговор стоял молча. А под конец обронил:

- Я хочу быстрей вырасти.

Не стала уточнять зачем.

Во время марша на вершину видела улыбчивого ополченца с двумя дочерями. Обе ступни в бинтах. Спросила как же он на вершину дошел?

- Поступила такая задача, - и кивнул на девчонок. Видно, что каждый шаг дается с трудом. Но военный улыбается, рассказывать где это он так – не захотел. Скзал только что «обжегся маненько».

Ветеран, которому помогли дойти к вечному огню два МЧСника. Я спросила – зачем? Ему же трудно. Ребята сказали, что сами его отговаривали, но дедушка был непреклонен.

Видела очень трогательную пару – военный и красивая девушка с ним. Везде за руку и не знаю, как передать словами, наверное какая нежность от них исходила. У военного протез вместо правой руки.

Победа за нами!

Победа за нами!

Фото: Ольга ЖУКОВА

Наблюдая такое четко понимаешь, что зря вы опять с мечом на нашу землю, ой, зря. Никого вам тут не победить – ни семью с четырьмя детьми,

Ни вдову, ни семилетнего сына погибшего Шахтера, ни Олега из Серпухова, ни ветеранов даже если им уже девяносто.