Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Есть работа!5 марта 2018 15:30

Рабочее досье: оператор ЧПУ

Оператор (наладчик) станков с числовым программным управлением (ЧПУ) – важнейшее звено в современном производственном процессе

В связи с ростом автоматизации специалисты по программированию, наладке и контролю станков с числовым программным управлением сегодня требуются на большинстве заводов и производственных предприятий в сфере машиностроения, станкостроения, авиа- и кораблестроения, деревообработки и мебельного производства. В этой профессии нет особых физических ограничений – женщины работают операторами станков с ЧПУ наравне с мужчинами.

ЧПУ-станки (фрезерные, токарные, расточные, сверлильные) применяются для автоматизированного конвейерного производства серийных деталей из металла, сплавов, пластмассы и дерева. На основе чертежей и технического задания оператор задает программу и вносит технические параметры, согласно которым станок выполняет запрограммированную последовательность операций для получения однотипных деталей нужного размера и формы.

Операторы или наладчики ЧПУ на крупных заводах чаще всего работают посменно в дневном или ночном режиме, чтобы обеспечить непрерывность производственного процесса. В работе оператора станков с числовым программным управлением чередуется умственная и физическая деятельность.

Желающий получить профессию оператора станков с ЧПУ должен обладать:

1 техническим складом ума и развитым пространственным мышлением;

2 зрительно-моторной координацией и хорошим глазомером;

3 усидчивостью и способностью к длительной концентрации;

4 дисциплинированностью и ответственностью;

5 быстрой реакцией на аварийные сигналы.

Работа оператора станков с ЧПУ не рекомендуется людям

1 страдающим заболеваниями

• органов дыхания,

• почек и мочевыводящих путей,

• нервной системы,

2 имеющим

• предрасположенность к артриту и заболеваниям суставов,

• пониженные показатели зрения,

• аллергию.

Оператор станков с ЧПУ должен знать:

• правила техники безопасности;

• чтение чертежей и технической документации;

• устройство и принципы работы основных типов станков с числовым программным управлением и контрольно-измерительных инструментов;

• свойства и механические характеристики используемых материалов;

• систему допусков и посадок;

• компьютерное моделирование, обработку и доводку деталей нужной формы и размера;

• режимы резки деталей;

• основные виды неисправностей станков и режущего инструмента, способы их устранения;

• нормы электро- и пожаробезопасности, техники безопасности при работе со станками и режущими инструментами, охраны труда и производственной санитарии.

Из школьных предметов больше всего пригодятся

1 математика

2 тригонометрия

3 черчение

4 физика

5 информатика

В рабочие обязанности оператора ЧПУ-станков входит:

1 компьютерное моделирование деталей;

2 редактирование управляющей программы, выбор режима резки и настройка параметров обработки деталей;

3 подбор режущего инструмента (резцы, сверла, ножи) и прочих рабочих элементов станка, монтаж в инструментальные блоки, подналадка всех узлов и механизмов;

4 установка заготовок и съем готовой детали;

5 контрольно-измерительные операции: измерение и контроль соответствия размеров обработанных деталей техническому заданию;

6 контроль правильной работы станка по сигнальным лампам и цифровым табло, периодический осмотр режущего инструмента;

7 корректировка управляющих программ и перенастройка станка на каждую новую партию деталей;

8 подготовка и уборка рабочего места.

О профессии оператора станков с ЧПУ - интересно

Оператор станка с ЧПУ – профессия относительно молодая, но перспективная. И дело тут не только в высокой заработной плате.

Работник мебельной фабрики Кирилл называет себя «Мастер ЧПУ»:

– Я семь лет занимался академической живописью в разных учебных заведениях и СССР, и России. Потом – художественной фотографией. Свадьбы снимал, звезд всяких, в журналах меня печатали, выставку даже свою устраивал. Но со временем все это стало надоедать. Чем дальше – тем больше. Особенно сильно напрягало общение с клиентами. Ну что поделаешь, не особо контактный я человек, таким уж Господь создал. Несколько лет назад бросил все и пришел на маленькую мебельную фабрику, резчиком и станочником, благо опыт небольшой был. Еще в советской школе оканчивал учебно-производственный комбинат как фрезеровщик. Но директор мою «художественную» жилку раскусил и поставил сначала оператором лазерной резки, резать на двухмерном станочке для рекламного подразделения всякую мелочь из акрила. Там все просто: саму мелочь рисовал в графическом редакторе на компьютере, и резка уже шла от этой картинки. А лет пять назад директор купил фрезерный станок с ЧПУ. Beta 1/2, 20 тысяч долларов за него отдал. И, разумеется, сразу определил, что работать на нем должен я. Отправили меня в Черкассы, где эти станки собирают, месяц я там учился, а дальше – уже сам. Форумы в интернете почитал, литературу, всякие видео, благо их масса, посмотрел. Постепенно втянулся, сейчас я сам на него модели трехмерные рисую, если деталь не очень сложная. Для нашей компании моих навыков вполне хватает.

Сейчас Кирилл уже уважаемый мастер, руководство компании его ценит, ведь макеты и программы для всех видов станков с ЧПУ он уже делает не только для внутреннего употребления, но и для сторонних заказчиков. Получает станочник уже немногим меньше самого директора, в месяц иногда выходит больше 100 тысяч российских рублей. Так бывает, конечно, не часто, но и в остальные месяцы доход ниже 60 тысяч не опускается.

Информация в дырках

ЧПУ расшифровывается как «числовое программное управление». Проще говоря, станок с ЧПУ – это станок, управляемый компьютером. Машины-автоматы в промышленности уже очень давно не новость. Первые программируемые агрегаты появились уже больше двух веков назад. Считается, что первым их придумал знаменитый французский изобретатель Жозеф Мари Жаккар. В 1808 году он соорудил «самодействующий ткацкий станок», в котором узор ткани программировался системой отверстий в специальных жестяных перфокартах. Есть отверстие – нить при проходе челнока поднимается, нет отверстия – остается на месте. За это эпохальное изобретение Наполеон I наградил Жозефа пенсией в 3000 франков и правом взимать по 50 франков с каждого работающего стана его конструкции.

Со временем подобных автоматов было создано немало. В Российской империи на крупных заводах использовались токарные станки, обрабатывавшие типовые детали по шаблону. Сейчас по этому принципу специальные маленькие машинки делают в маленьких мастерских дубликаты ключей.

Уже на самой заре компьютерной эры конструкторы задумали совместить вычислительную машину и металлообрабатывающий станок. Первая попытка такого союза была предпринята в 1949 году. ВВС США заказали Массачусетскому технологическому институту разработку электронной системы для управления фрезерным станком. Через три года на свет появился «Цинциннати Гидротел с вертикальным шпинделем» - первый станок, управлявшийся по закодированной на перфоленте цифровой программе. Собственно, на ней (перфоленте) какой-то программы не было, просто указывались координаты, куда должна была переместиться фреза. Уже в 1954 году опытный образец первого станка с ЧПУ превратился в промышленный, а еще спустя три года в лабораториях ВВС США были установлены первые ЧПУ-фрезеры.

На первых порах развитие ЧПУ-строения тормозила высокая стоимость техники – в 10, а то и в 50 раз больше обычного станка. Поэтому чудо прогресса радовало лишь военных промышленников. Однако электронно-техническая революция сделала свое дело. После того как в 1968 году были изобретены интегральные схемы, цены быстро пошли вниз. А когда в 1976 году появились первые микропроцессоры, они и вовсе обвалились. Отныне станок с ЧПУ стоил всего в 1,5-3 раза дороже своего механического собрата и очень быстро окупался.

Сегодня простенький ЧПУ может купить почти каждый предприниматель. Цены тут начинаются от нескольких тысяч долларов. Более того, уже появились частные «ЧПУ–владельцы», выполняющие небольшие серийные заказы. Серьезный станок стоит от 12 миллионов российских рублей. Это уже цена серьезная, но тоже вполне подъемная для крупного производства.

Сложнее с другой составляющей – человеческим фактором.

Чему пойти учиться

Мастер производственного обучения Московского политехнического колледжа № 39 Александр Кравченко:

– Раньше было хуже. Несколько лет назад мы и одной группы не набирали. В некоторые годы у меня всего 14 человек училось. Сейчас группу, это где-то 28 учеников, легко набираем, а порой – и две. Уже даже конкурс есть, хоть и небольшой, а отбор. Пацаны идут, потому что видят – есть перспектива. Сейчас наши выпускники нарасхват. Учащийся только записывается, а на него уже заявка есть. Это я, конечно, утрирую, но в целом дело так обстоит. У нас в колледже много специальностей, когда день открытых дверей проходит, я сразу говорю, что на наших предприятиях-соцпартнерах, а это крупные предприятия, оборонка, оператор ЧПУ сразу получает от 40 тысяч рублей и больше. А потом и больше получается. И сразу всем всё как-то понятнее становится. Сначала, конечно, во время практики – 25-30 тысяч, но для практиканта и это достаточно высокий заработок.

Станочники на ЧПУ, даже невысокого уровня, действительно зарабатывают в полтора раза больше обычных токарей и фрезеровщиков. Этому есть логичное объяснение: один рабочий на ЧПУ может обслуживать сразу несколько машин. Поставил деталь на один станок, нажал кнопку, запустил процесс – перешел к другому станку. На больших предприятиях под наблюдением одного оператора обычно находится от двух до четырех автоматов. Но бывает и больше. Деталь сложной конфигурации может обрабатываться несколько часов, а в отдельных случаях — и несколько суток. Станок работает, а оператор за ним следит. Вроде бы плюс профессии, но на деле некоторым она за это и не нравится.

Александр Кравченко:

– Я недавно был на одном оборонном предприятии. Стоит линия, валы шестерни точат для коробок передач. Идет проточка, нарезание шестерни, закалка и опять проточка, чтобы убрать окалину. Раньше целый цех этим делом занимался. Сейчас поставили два станка, которые производительнее, чем был весь этот цех. Они выпускали два вала в месяц, а сейчас выпускают два вала в неделю. Почему так мало? Там материал - спецсплав какой-то сложный и дорогой. И это еще ничего. На некоторых предприятиях две недели не выключается станок. Сложная деталь, несколько смен ее делают. Но, честно говоря, не хотелось бы попадать на эту работу. Бывает, что приходишь во вторую смену, а станок уже настроили. И вот ты всю неделю ходишь и смотришь, как процесс идет. Если сломалось что-то в твою смену - резец, сверло или метчик, - то уже начинается выяснение. Не дай Бог запороть: деталь-то страшно дорогая. Хлопот больше, чем если стоять на обычном.

Поэтому многие ребята выбирают, все-таки работу на обычных станках. Там ты постоянно что-то делаешь, двигаешься, производишь и чувствуешь, что производишь. А ЧПУ – его включил – и ждешь. Отойти особо нельзя: вдруг что пойдёт не так? Да и общение с компьютером некоторых откровенно пугает.

Но тут уже каждый учащийся решает для себя сам, поскольку все они – универсалы. Сначала вчерашнего школьника обучают работе на токарном станке как наиболее простом и доступном, потом – на фрезерном. Хоть оператор ЧПУ и работает на автомате, но, по словам мастера, не научившись работать вручную, не почувствовав металл, не постигнув хитрости обычной металлообработки, нельзя приступать к более сложной и ответственной части: обучать точить детали роботов. Уже под завершение идет обязательный курс ЧПУ — 72 часа. Не особенно много, но для базовых знаний — вполне достаточно. Дальше те, кто проявил интерес к компьютеризированной технике, проходят углубленную подготовку и становятся именно специалистами по программируемым станкам. Из курса это примерно четверть.

Александр Кравченко:

– Я несколько лет назад учил слабослышащих ребят, ЛОВЗ*. Они в нашей специальности очень востребованы, один из тех выпускников уже стал главным инженером на участке с ЧПУ. Эти ребята очень работоспособные, у них нет такого, чтобы отвлекаться, покурить, шум им не мешает. Я их устроил на практику в одно из оборонных предприятий. Идет защита диплома, они приносят нам детали размером два на два миллиметра. В них по два отверстия, и резьба нарезана, представляете? Мы в комиссии через линзу их рассматривали. Там и вопросов не было. А они: «Да мы каждый день такое делаем». На станках с ЧПУ. Представьте, какая тут требуется кропотливая работа и точность. Кажется, что такого, робот же делает? Но тут даже просто запрограммировать станок сложно. Вы чуть-чуть переборщили подачу, и у вас ломается метчик в этом отверстии. Плюс еще оснастку надо правильно подобрать, инструмент подготовить. Я эти детали сохранил, они лежат у нас под стеклом.

Хотя станков с программным управлением великое множество, управляются они, как правило, одной из двух операционных систем. Либо системой компании Siеmens, либо FANUC. Освоив их, можно быть уверенным в том, что сможешь без труда подчинить себе почти любой станок с ЧПУ. Причем не только металлообрабатывающий.

Точнее, сложнее, дороже

Среди операторов станков с ЧПУ существует довольно четкое разделение.

Первое звено – это просто и собственно «Оператор». Тут большого опыта и великого ума не надо. Поставил деталь, запустил программу, по окончании процесса – снял деталь, сверил размеры, если необходимо – подкорректировал программу – вот и все. На некоторых предприятиях таких рабочих называют «кнопкодавы». И это не оскорбление, а констатация факта. «Кнопкодавом» можно стать и не проходя специальное обучение.

Следующая ступень – «Оператор-наладчик». Таковыми как раз и становятся выпускники технических и политехнических колледжей. Тут уже надо уметь самому составлять программу по готовым моделям, подбирать и готовить инструмент, обслуживать сам станок как механик-электронщик. Стоимость такого специалиста уже значительно выше, и соперничает с зарплатой высококвалифицированного токаря и фрезеровщика.

Наконец, третья, наивысшая стадия включает в себя навыки модельера. Тут надо одновременно знать тонкости металлообработки, понимать, как работает ЧПУ, на хорошем уровне владеть компьютером, уметь работать в профессиональных программах 3D-моделирования — AutoCAD и так далее. Такие специалисты — элита профессии, у них своя среда, свой круг общения, свой язык, у них есть свои форумы, сайты и группы в интернете. Зарабатывают они уже до 100 000 рублей. Многие «строят» или уже построили собственные станки.

Кирилл:

– Очень многие из тех, кто хорошо осваивает ЧПУ, пытаются построить свой станок. Но не у всех это получается. У малого процента. Да и те часто убеждаются в том, что проще работать на фирму, когда тебе не надо искать заказчика, самому продавать свой труд.

Интересные дела

Учащийся Московского политехнического колледжа № 39 по специальности «Станочник широкого профиля, оператор станков с ЧПУ» Андрей Лысов, призер конкурса «Московские мастера» (3-е место):

– Честно говоря, пришел сюда на станочника учиться потому, что в школе надоело. Здесь немного проще. Никто меня сюда не направлял, я сам посмотрел – стало интересно. Сейчас по профессии учусь уже второй год, а в колледже – третий. Куда работать пойти, еще не выбирал. Доучиться сначала надо, а потом выбрать. На практике и на токарных станках работал, и на фрезерных, пару раз – на ЧПУ. Хотя мне больше нравится просто на станках, где все от тебя зависит. На станке – ты хозяин, ты процессом управляешь, а на ЧПУ – только контролируешь. Это как на автомобиле: можно быть водителем, а можно – просто пассажиром. Кому что нравится.

На конкурсе, конечно, главное было – выточка. Времени давалось около часа, а деталь достаточно сложная. Там конус с пазами, резьба, и внешняя, и внутренняя. Потом была теория, вопросы по технике безопасности, по резцам, какой металл выбрать для той или иной работы, марку стали надо было расшифровать. Всех призеров наградили грамотами, общую фотографию сделали и по шуроповерту подарили. Но не в награде дело. Просто приятно, что победил. Что сложную штуку сам сделал, что мастера оценили. Главное, когда ты собой доволен бываешь, своей работой. Ведь можно пойти работать куда-нибудь менеджером каким-нибудь или продавалой, штаны просиживать перед компьютером, получать неплохие деньги и не получать при этом никакого удовольствия. И каждое утро на работу идти как на каторгу. А я так не хочу. Мне главное, чтобы было интересно. А деньги – они и здесь вполне нормальные.

*ЛОВЗ - «люди с ограниченными возможностями».