Общество

Нефтепровод начинается с экспедиции экологов

Казалось бы, какое отношение имеет к нефтепроводу муравьиный лев - маленькое насекомое редкого вида? Как ни удивительно: самое прямое!
Петр САМОЙЛОВ
Прокладка будущего трубопровода проводится под контролем экологов. При обнаружении растений из Красной книги экспертами разрабатывается специальное проектное решение. Если маршрут трубопровода невозможно перенести, часть растений пересаживается на другой участок.

Прокладка будущего трубопровода проводится под контролем экологов. При обнаружении растений из Красной книги экспертами разрабатывается специальное проектное решение. Если маршрут трубопровода невозможно перенести, часть растений пересаживается на другой участок.

Так же как и северный олень, и краснокнижный суслик, и орлан-белохвост, и многие другие животные, птицы, растения, обитатели рек и морей.

Причина проста: как уточняет начальник отдела экологических изысканий филиала «Инженерные изыскания» АО «Гипротрубопровод» Михаил МИЩЕНКО, нефтепроводчики строят свою работу так, чтобы их деятельность органично вписалась в окружающую среду, никоим образом не нарушая установленный природой баланс.

Вдалеке от цивилизации

- Любая магистраль начинается с «трассирования», - пояснил Михаил Мищенко. - В буквальном смысле ее проект создается, что называется, в чистом поле, на основании снимков из космоса, информации из различных официальных баз данных. Мы анализируем особенности ландшафта, наличие объектов хозяйственной деятельности, природоохранных зон. Просчитываем нюансы, составляем предварительный отчет. Затем начинается полевая работа. Проходим пешком по будущей трассе и описываем все ключевые моменты: виды почвы, растительность, животный мир, уровень радиации, шумы, электромагнитные излучения.

Порядка 4 миллионов мальков 10 видов рыб ежегодно выпускает «Транснефть» в реки и водоемы в регионах своего присутствия. Программа поддерживает баланс экосистемы в районах прохождениях магистральных нефтепроводов.

Порядка 4 миллионов мальков 10 видов рыб ежегодно выпускает «Транснефть» в реки и водоемы в регионах своего присутствия. Программа поддерживает баланс экосистемы в районах прохождениях магистральных нефтепроводов.

- Какие специалисты отправляются в эти экспедиции?

- В составе нашего отдела две универсальные бригады специалистов-экологов. Среди них есть почвоведы, зоологи, ботаники, геоморфологи. Коллектив небольшой, но способный решать серьезные задачи. Ребята отнюдь не новички в своем деле. Каждый из них прошел немало изыскательских маршрутов от Брянска до Дальнего Востока, от Черного моря до Ямала. Несмотря на непростые условия, работаем, как правило, вдалеке от цивилизации, от городов и сел, ближайшее жилье в десятках километров, нередко в зонах с повышенной эпидемической угрозой - среди специалистов две девушки. И они трудятся на равных с мужчинами, и ничего, не жалуются.

- Получается, работа экологов связана с риском?

- С высоким риском для жизни. Поэтому особое внимание уделяется безопасности и охране труда изыскателей. Все сотрудники в обязательном порядке прививаются от клещевого энцефалита и болезни Лайма (боррелиоз), обеспечиваются аптечками, средствами индивидуальной защиты. Регулярно проводятся инструктажи.

Да, сегодня есть много средств в помощь изыскателям - GPS-навигаторы, спутниковые телефоны. Но нередко работать приходится в таких диких местах, где техника просто отказывает. Поэтому наряду с новейшими техническими системами при себе всегда компас и топографические карты местности - дедовские методы надежнее. Кроме того, инженеры-экологи прекрасно ориентируются на любой местности.

56 ЗУБРОВ

обитают в государственном заказнике «Муромский» на территории национального парка «Мещера» (Владимирская обл.). Компания не первый год помогает деньгами на закупку пропитания для животных в зимний период.

За последний год У ЗУБРОВ РОДИЛИСЬ 14 ТЕЛЯТ.

В дикой природе этих животных не осталось вообще.

В дикой природе этих животных не осталось вообще.

- Какие основные задачи ставятся перед инженерами-экологами?

- Предотвращать, минимизировать или даже ликвидировать вредные и нежелательные последствия хозяйственной деятельности еще до принятия проектных решений. В среднем по каждому объекту экологи направляют в госорганы порядка 12 - 16 запросов, стараясь получить максимально подробную информацию об интересующей их территории. Без достоверных данных инженеры-проектировщики не смогут принять обоснованные проектные решения. Ведь если в непосредственной близости от предполагаемого строительства находятся скотомогильники животных, зараженных сибирской язвой, или другие потенциально опасные источники инфекций, то трассу нефтепровода следует перенести на безопасное расстояние от проблемных мест.

ГНЕЗДО ДЛЯ АИСТА

- Вы говорите о риске для человека, для населения, которое проживает в зоне строительства трубы. Безусловно, это очень важные вопросы. Но ведь речь и о том, какое влияние нефтепровод может оказать на окружающую природу…

- Одна из первейших задач для экологов - безошибочно выявить на местности редкие и охраняемые виды растений в зоне прямого воздействия и указать на их наличие заказчику строительных работ. И тогда разрабатываются специальные проектные решения, то есть меняется маршрут прокладки трассы или, если это невозможно, обнаруженные растения пересаживаются. Все подобные мероприятия обязательно согласуются с уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды. Например, в ближайшее время на нефтекомплексе «Шесхарис» в Новороссийске будет проводиться реконструкция. На территории комплекса растут несколько кустов редкого можжевельника. Каждый такой куст посчитан, задокументирован, уже определено место, куда его пересадят.

Охрана объектов животного мира имеет свою специфику. Это не растения, привязанные к одному месту, - животная популяция обычно имеет широкий ареал обитания, пути миграции, места размножения и выращивания потомства. Тут нужны совсем другие подходы. В качестве примера приведу наш опыт по охране гнездовий редких птиц: дальневосточных аистов, орлана-белохвоста и других. Если они находятся в зоне возможного влияния производственных объектов, в репродуктивный сезон отдельные виды работ прекращаются, чтобы позволить редким птицам благополучно вывести потомство.

Более 19 тыс. га - общая площадь особо охраняемой территории в Хабаровском крае. Она появилась здесь в 2010 году, когда строилась вторая очередь магистрального нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан.

Более 19 тыс. га - общая площадь особо охраняемой территории в Хабаровском крае. Она появилась здесь в 2010 году, когда строилась вторая очередь магистрального нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан.

Изыскатели «Транснефти», проходя по междуречью Хора и Подхоренка, увидели на своем пути гнездо редчайшего дальневосточного аиста. Проектировщики предложили изменить трассу нефтепровода, чтобы обойти гнездовье. Но после совещания с экологами было решено сберечь всю территорию болота, на котором, по данным ученых, жили от 10 до 13 птичьих пар, - ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАКАЗНИК, ОБЕСПЕЧИТЬ ЕГО ОХРАНУ от пожаров и браконьеров, установить на средства компании искусственные гнезда.

НА СВАЯХ

- Кстати, о путях миграции: магистраль Заполярье - Пурпе ведь строилась так, чтобы не помешать главным обитателям Крайнего Севера - северным оленям?

- Северные олени, несмотря на внушительные габариты и разветвленные рога, - звери пугливые. Они боятся объектов выше себя, и заставить их пройти под трубой - нелегкая задача. Зная об этой особенности, нефтепровод Заполярье - Пурпе, большинство участков которого построено на сваях, проработали так, чтобы в местах оленьих переходов он имел подземную прокладку. Причем учитывались как пути миграции диких оленей, так и домашних - при участии местных оленеводов.

А вот дикие лисы нисколько не боятся промышленных объектов. Отмечены случаи, когда эти животные даже селились в непосредственной близости от нефтеперекачивающих станций, хотя, казалось бы, они имеют очень тонкий нюх, и резкий запах углеводородов должен их отпугнуть. Разгадка проста: организации системы «Транснефть» работают так, чтобы фактически исключить негативное воздействие на окружающую среду промышленных объектов компании. Вот лисы и тянутся к тем местам, где безопасно и в холодные зимы можно получить еду от сердобольных нефтепроводчиков.

18 оленьих переходов обустроено на маршруте нефтепровода Заполярье - Пурпе. Все они расположены на путях миграции животных и согласованы с местными оленеводами. За внедрение новой технологии коллектив «Транснефти» получил премию правительства РФ.

18 оленьих переходов обустроено на маршруте нефтепровода Заполярье - Пурпе. Все они расположены на путях миграции животных и согласованы с местными оленеводами. За внедрение новой технологии коллектив «Транснефти» получил премию правительства РФ.

В густонаселенных районах именно охранный режим объектов компании подчас способствует выживанию исчезающих животных. Удивительный случай был отмечен в Брянской области, когда среди местных сельхозландшафтов успешно прижился крапчатый суслик, занесенный в региональную Красную книгу как, вероятно, уже исчезнувший вид. Появление его популяции на промышленном объекте - вдвойне неожиданное событие.

Сохранение природы для будущих поколений - приоритетная задача коллектива «Транснефти», ведь компания ведет свою работу во многих регионах страны, и от ее успешной деятельности в области охраны природы зависит экологическое благополучие обширных территорий. И сегодня выстроенная нефтепроводчиками система охраны окружающей среды, опирающаяся на использование передовых научных разработок в области биологии и экологии, дает полное право называть «Транснефть» одной из самых экологически ориентированных компаний России и мира.

Всего порядка 500 особей численность амурского тигра в настоящий момент. Благотворительные пожертвования компании Центру «Амурский тигр» идут на оснащение групп охотнадзора, содержание тигров в центрах реабилитации и разведения.

Всего порядка 500 особей численность амурского тигра в настоящий момент. Благотворительные пожертвования компании Центру «Амурский тигр» идут на оснащение групп охотнадзора, содержание тигров в центрах реабилитации и разведения.