Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество25 октября 2016 9:20

Не надо ругать молодежь

Наш колумнист размышляет о новом поколении - центениалах
Известно с древних времён: старшее поколение всегда считало поколения, которое приходит ему на смену, хуже себя.

Известно с древних времён: старшее поколение всегда считало поколения, которое приходит ему на смену, хуже себя.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Сижу на скамейке на Пушкинской площади. Справа от меня парень и девушка. Я, когда садился на скамейку, не взглянул на них. Сижу, о чём-то пустом думаю. И постепенно меня стал привлекать разговор соседей по скамье. Они говорили на тему: можно ли установить контакт с бомжом? Обсуждали подробно: какие вопросы ему задавать для начала, что его может интересовать. И есть ли философия у бомжевания? Потом они как-то сразу перескочили на Гераклита – я то ли отвлёкся, то ли они спонтанно переключились на другую тему, но не уловил логику перехода от бомжа и к древнегреческому философу. Порассуждали: почему одну и ту же ошибку часто делают дважды? И вообще: почему жизнь людей ничему не учит? Потом перешли на тему Украины. Но ни слова о политике. Просто у него в Горловке бабушка живёт, и он пересказывал разговоры по телефону с ней. Ничего трагичного. А потом начали обсуждать переписку Фрейда с невестой…

Заинтриговала меня эта пара. Впрямую посмотреть на них было неловкого, потому я встал, делая вид, будто кого-то высматриваю, и мельком посмотрел на них. Это не парень с девушкой, а подростки. Лет 13-14 им. Не больше.

Я поразился: такие юные, а какие взрослые разговоры.

Сложился стереотип, что сегодняшние молодые дремучие. Ну, типа того, что в 1941 году на Россию напал Наполеон, а Ленин дружил с Черчиллем. Невежество молодых в истории отражено даже в некоторых фильмах. А они вон как – философия бомжей… Гераклит… Фрейд…

И вот о чём подумал. Известно с древних времён: старшее поколение всегда считало поколения, которое приходит ему на смену, хуже себя. Дескать, оно менее умное, менее образованное, а моральном облике и говорить нечего – распущенные, аморальные. Но если б было так, то человечество давно бы выродилось, закончилось. Мне кажется, что нынешнее поколение молодых не то что лучше или хуже – оно принципиально другое. Придуман даже термин, чтобы обозначить его представителей – центениалы. Это те, кто родился после 1996. То есть центениалы ещё совсем молоды, но они уже твёрдо проявились. И тех, кого я случайно подслушал на Пушкинской площади, как раз из этого племени – центиниалов.

Это первое поколение, которое родилось в эпоху интернета. Они проводят со смартфонами и планшетами больше 8 часов в день. На каждый шаг у центениалов - сайт, которым они пользуются так же естественно, как дышат. Они по эту и по ту сторону экрана, жизнь плавно перетекает из реальной жизни в виртуальную и обратно. Это поколение предпочитает смотреть, а не читать. Им нужно уловить максимум информации в короткий срок.

Для них естественнее общаться в сети, чем лично. Для центениала абсолютно всё равно, где живёт человек, с которым он общается, как он выглядит, какие у него симпатии и антипатии, какое у него происхождение и какие у него цвет кожи и разрез глаз. Они привыкли мыслить глобально, потому что мгновенно получают информацию со всего света. Они хотят делать открытия, любят исследовать, докапываться до корней.

Это терпимое и спокойное поколение. Они не жаждут революций и потрясений. Они ценят безопасность. Это поколение выросло в эпоху терактов и экономических кризисов, потому центениалы жаждут стабильности, спокойствия, процветания. Они не стремятся разрушить систему, о чём мечтали многие поколения молодых до них. Они собираются медленно, но верно сотворить мир лучше. Возможно, это подростковая романтика.

Центениалы не имеют ничего общего с бунтующими подростками. Для них не представляет ценности сигарета или бутылка пива. Даже к сексу относятся ответственно и сдержанно. Всемирная организация здравоохранения отмечает снижение количества подростковых беременностей во всём мире.

Центениалы – необычное поколение. Возможно, оно кого-то и напугает своей аполитичностью, некоей отстранённостью от реального мира. Но и это наша надежда. Надежда на мирное и спокойное развитие общества.