Осознанный выбор

Парламенты в России – кто и когда. Часть II

Даже очень краткая история отечественного парламентаризма насчитывает немало страниц
Дмитрий КРАСЕНОВ
Попытка Екатерины II посеять плоды парламентаризма в российскую почву тоже не увенчалась успехом. Фото: Федор САВИНЦЕВ/ИТАР-ТАСС

Попытка Екатерины II посеять плоды парламентаризма в российскую почву тоже не увенчалась успехом. Фото: Федор САВИНЦЕВ/ИТАР-ТАСС

Продолжение...

Часть I

После Петра Первого и его не самого удачного опыта внедрения на российского почву подобия европейского парламентаризма (со многими начинаниями великого императора так произошло, вспомнить лишь судьбу могучего флота, который он построил, и который по его кончине бесславно сгнил без надлежащего ухода) следующую значительную попытку предприняла Екатерина II. Вступив на престол, она издала в 1767 году Манифест о созыве депутатов в «Комиссию для сочинения проекта нового уложения». Она даже выступила перед собранными депутатами, написав для них специальный «Наказ» о том, каким бы она хотела видеть государство. Но… Комиссия заседала полтора года, провела 203 заседания и… закончила свое существование с нулевым результатом. «Работа» Комиссии надолго отбила охоту царствующих особ к внедрению парламентаризма.

«Дней Александровых начало» воспел великий русский поэт. И оно действительно было прекрасно, во всяком случае, по своим задумкам. Взошедший на императорский трон в 1801 году Александр I слыл чрезвычайно либерально настроенным для главы государства. Он публично декларировал стремление уничтожить беззаконие, дать свободы и даже намекал на свои симпатии по отношению к такому государственному устройству, как республика. В 1802 году он учредил министерства с принципом единоначалия и реформировал Сенат, который получил право участвовать в обсуждении новых законов и «представлять» к отмене устаревшие.

Однако, император понимал всю половинчатость этих мер и поручил одному из самых блестящих умов современной России, Михаилу Михайловичу Сперанскому, разработать концепцию реформы государственного управления. Работа была готова к концу 1809 года.

Наиглавнейшим моментом его реформы должно было стать принятие Конституции Российской империи. В проекте «введение к Уложению государственных законов» Сперанский писал: «Конституции во всех почти государствах устраняемы были в разные времена, отрывками, и по большей части среди жестоких политических превращений. Российская конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти.

Из обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в рассуждении принадлежности их на три класса могут быть разделены: 1) права гражданские общие, всем подданным принадлежащие; 2) права гражданские частные, кои должны принадлежать тем только, кои образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены; 3) права политические, принадлежащие тем, кои имеют собственность, Из сего происходит следующее разделение состояний (сословий): 1) дворянство, 2) люди среднего состояния, 3) народ рабочий…»

Сперанский первым предложил четкое разделение власти на три ветви: «1) Законодательное сословие должно быть так устроено, чтоб оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтоб мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное. 2) Сословие судебное должно быть так образовано, чтоб в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали правительству. 3) Власть исполнительная должна быть вся исключительно вверена правительству; но поелику власть сия распоряжениями своими под видом исполнения законов не только могла бы обезобразить их, но и совсем уничтожить, то и должно ее поставить в со ответственности власти законодательной…». Главным органом законодательной власти Сперанский предложил сделать выборную и постоянно действующую Государственную Думу, аналогами которой на местах должны были стать волостные, уездные и губернские думы.

В соответствии с разработанной им системой государственного управления в России должны были появиться гражданские и политические права, выборное начало в органы власти, некоторое ограничение самодержавной власти царя, привлечение к участию в законодательстве, суде и управлении народных представителей на различных уровнях. В стране планировалось ввести широкое избирательное право. Лишь крепостные крестьяне, работные люди и прислуга не участвовали в выборах, но пользовались защитой закона, который гласил, что никто не может быть наказан без следствия и суда.

После предложения проекта императору последний внес одно дополнение. Александр I предложил организовать еще и законосовещательный Государственный совет, формируемый императором и являющийся своеобразной связующей инстанцией между верховной властью и тремя ее ветвями. Госсовет состоял из министерств и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке новых законов и толковании смысла уже изданных. Госсовет распределял также финансовые средства между министерствами и рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору. В случае создания Госдумы Госсовет мог бы стать верхней палатой российского парламента, гарантирующей управляемость представительной власти.

Однако из всей реформы, которую одобрил император в целом, на практике удалось лишь реформировать министерства и создать Госсовет, который в вышеописанном виде просуществовал аж до 1906 года.

Проект Сперанского в той или иной степени был реализован императором в Царстве Польском, которому Александр I даровал Конституцию в 1815 году, в Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., где российский император сохранил сейм и конституционное устройство. В самой России император побоялся проводить реформы Сперанского из-за опасений волнений дворянства, войны с Наполеоном и в силу других причин. Проект устройства российского парламентаризма остался лишь на бумаге и был вновь отложен в самый дальний ящик стола.

(Продолжение следует...)