Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Происшествия23 октября 2015 17:00

Таджикский младенец умер в Петербурге при загадочных обстоятельствах

Таджикские СМИ поспешили обвинить в этом Россию. Версии родителей и медиков сильно отличаются [фото]
В Северной столице разгорается международный скандал.

В Северной столице разгорается международный скандал.

В Северной столице разгорается международный скандал. Точнее, его разжигают. Одни - умышленно, своими выступлениями. Другие - неумышленно, молчанием.

Вот коротко и очень сухо сама история: 13 октября во время рейда в доме в самом центре Петербурга сотрудники управления Федеральной миграционной службы наткнулись на семью мигрантов - Рустама Назарова и Зарину Юнусову и их 5-месячного сына Умарали. Всех троих повезли в полицейский участок, где разлучили: мать с отцом отправили в Октябрьский суд за нелегальное проживание в России, а малыша - в Центр медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, имени Цимбалина. Поздно ночью ребенок умер.

Внезапная смерть младенца подняла таджикскую диаспору. В течение нескольких дней десятки трудовых мигрантов выходили к своему посольству в Петербурге на митинги. Посольство обратилось с нотой в российский МИД.

Особенно живо отреагировала западная пресса: иностранные журналисты с плохо скрываемым удовольствием объявили виноватыми и российскую ФМС, и полицию, и врачей. Подлил масла в огонь и отец, заявив, что его сына убили.

А в Таджикистане фото маленького Умарали не сходило с первых полос вместе с требованиями наказать виновных россиян. Позже подключилась либеральная пресса. Кого она обвинила, наверное, и так понятно.

При этом многое в истории выглядело, мягко говоря, странно, но разбираться в нюансах захотели не все. «Комсомолка» решила провести собственное расследование, чтобы понять, кто же на самом деле виноват в смерти малыша.

ВЕРСИЯ РОДИТЕЛЕЙ: ОТНЯЛИ, ЗАГУБИЛИ

Рустам с Зариной перебрались в Петербург полтора года назад. Пара вместе с родней сняла техническое помещение - несколько комнат на первом этаже в старом доме на Лермонтовском проспекте, что в центре Петербурга.

В квартире бедненько, но чистенько. Матрасы расстелены прямо на полу. На стене - телевизор, под ним - люлька. Теперь уже пустая.

- Утром пришли они (ФМС. - Прим. ред.), у жены не было документов. Около 10.20 нас привезли в отделение полиции, а Умара отняли. В больницу его повезли в 15.00. Получатся, он был один, без мамы так долго. Это произвол, - рассказал Рустам Назаров в эфире радио «КП».

- Вы уверены в том, что ваш мальчик погиб по вине врачей?

- По вине врачей, по вине ФМС, по вине полиции.

- Он вообще ничем не болел, был абсолютно здоров?

- Вообще ничем не болел.

- А как вы тогда объясняете то, что с ним произошло, что случилось, как это могло произойти?

- Я не знаю это. Убили, и все…

Отец Рустам Назаров винит врачей, ФМС, полицию.

Отец Рустам Назаров винит врачей, ФМС, полицию.

Впрочем, кое-что в этой версии опровергнет адвокат Назарова Олег Барсуков.

- Ребенок находился в отделении полиции без родителей около часа. Но при этом его отказались отдать бабушке. Хотя она буквально умоляла и сотрудников ФМС, и людей из комиссии по делам несовершеннолетних отдать мальчика ей, - объяснил «КП» адвокат Олег Барсуков.

Кроме того, родители Умарали обвинили полицейских и служащих ФМС в том, что те якобы не сообщили им о местонахождении ребенка. Дескать, упрашивали весь день назвать больницу, а они ни в какую.

- Забрали и не сказали куда! - кипятится Рустам. - Мы только утром узнали, где наш сын. И нам сразу сказали тогда, что он умер.

При этом Рустам путался в показаниях: то ли сам звонил в центр реабилитации (выходит, знал?), то ему звонили из центра… Устав от моих вопросов, Назаров и вовсе заявил, что это теперь «неважно».

Мужчина слукавил, кстати, не в первый раз. Зарина Юнусова ему не законная жена. По нашей информации, муж у Зарины действительно есть, только он живет в Таджикистане. С Рустамом роман приключился уже в Северной столице. Но об этом пара благоразумно решила умолчать. Немного смахивает на трагическую легенду.

ВЕРДИКТ МЕДИКОВ: РЕБЕНОК БЫЛ ВЕСЬ БОЛЬНОЙ

Юнусова уехала в Таджикистан через два дня после смерти ребенка, не дожидаясь похорон. Судя по всему, выяснять отношения с настоящим мужем. Тем более что Октябрьский суд еще в день задержания, 13 октября, принял решение о ее депортации. Как минимум полгода молодая мать находилась на территории России незаконно.

И, судя по всему, именно здесь может скрываться ответ на главный вопрос: почему маленький Умарали умер так внезапно?

Причина может быть банальной: его просто никто никогда не лечил.

- При внешнем осмотре проблем выявлено не было, но мы же не специализированная больница. Дежурный врач ребенка осмотрел. Мальчика покормили, но поздно вечером его состояние резко ухудшилось, - рассказали нам в Центре медицинской и социальной реабилитации детей.

Как выяснила «КП», Умар появился на свет в одном из родильных домов Петербурга. И свидетельство о рождении у него было.

- А что толку? После выписки из роддома мама ни разу не показала ребенка врачам. Это все со слов родственников, - рассказали «КП» в центре.

Медики говорят, что мальчик был весь больной и серьезно инфицирован.

Медики говорят, что мальчик был весь больной и серьезно инфицирован.

Признаюсь: узнав об этом, я была в легком шоке. В российских семьях считается нормой показывать младенцев врачам чуть ли не каждую неделю. А тут ни разу не сходить в поликлинику за пять месяцев?

Но и это еще не все. Как рассказали «КП» в следствии, Зарина Юнусова во время беременности серьезно болела. Несколько дней она провела, в частности, в Боткинской больнице. Диагноз - гепатит.

- Вскрытие уже проведено. Мальчик был весь больной, серьезно инфицирован, - рассказал «КП» источник в медицинских кругах на условиях анонимности. - Но если бы он попал к врачам раньше, его можно было бы спасти.

ТРОЙНОЙ ОБМАН

В окружении Рустама Назарова все это, разумеется, отрицают.

- Последнюю прививку ребенку сделали в августе. Он был здоров. Есть медицинская карта из поликлиники, она уже приобщена к материалам уголовного дела, - рассказал «КП» защитник семьи Олег Барсуков. Правда, копий документов он сам пока не видел.

Вопросы о здоровье малыша в окружении Назарова старательно обходят стороной. Мол, это причинит боль родителям. А как насчет правды?

- Зарина Юнусова в Боткинской больнице действительно лежала, - в конечном итоге признался мне адвокат. - Но ничего страшного там с ней не было.

В это верится с трудом, ведь в Боткинскую с простудой не ездят...

Сейчас вопросов больше, чем ответов. И пролить свет на это дело может только серьезно расследование, которое уже началось. Надо признать, позиция петербургского управления ФМС, которое наотрез отказывается давать внятные комментарии, выглядит странно. Почему бы просто не рассказать, что произошло в тот день в отделе полиции?

Все это играет на руку тем, кто обвиняет ее специалистов в трагедии. Но и делать ангелов из пострадавшей семьи (такой курс взяли либеральные СМИ) тоже неправильно. Безутешный отец трижды (!) пытался выдать заведомо неверную информацию. «Ребенка держали в полиции пять часов» - неправда. «Нам не сообщили, куда повезли ребенка» - неправда, и в полиции это уже опровергли (смотрите «Официально»). Наконец, Назаров заявил, что в суде его «жене» не предоставили переводчика, а по-русски она не понимает. Но почему же он сам не помог Зарине? Ведь великим и могучим мужчина владеет вполне сносно. Также непонятен вопрос о документах ребенка. Сначала Рустам заявил, что у жены не было документов, подтверждающих, что она мать ребенка (а все, что нам удалось неофициально вытащить из ФМС на условиях жесткой анонимности, что они забрали ребенка, потому что на него не было никаких бумаг). Потом говорил, что есть документ из роддома, который доказывал, что ребенок их. Затем утверждал, что это свидетельство о рождении, полученное в загсе. Но показать его не может, потому что его изъяли в полиции. Как и медицинскую карту.

В Следственном комитете России по Петербургу возбудили два уголовных дела. Первое - против тех, кто изымал ребенка, по статье «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей».

Второе - против семьи малыша. Статья «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

Следователи просят воздержаться от любых обвинений до окончания разбирательств.

Медики говорят, что мальчик был весь больной и серьезно инфицирован.

Медики говорят, что мальчик был весь больной и серьезно инфицирован.

ОФИЦИАЛЬНО

- Нами установлен детальный ход событий того дня, - рассказал журналистам представитель ГУ МВД по Петербургу и области Вячеслав Степченко. - Полицейские сразу же (после того как мать ребенка повезли в суд. - Прим. ред.) вызвали врачей скорой помощи. Это стандартная процедура в отношении любых малолетних детей, оказавшихся без попечения родителей. В отделе все это время присутствовала бабушка ребенка, которой сразу же после передачи мальчика врачам сообщили, куда он отправлен. Мы опровергаем факт последующего визита матери в отдел полиции, тем более факт отказа полицейских сообщить ей информацию о местонахождении ребенка.

- Мальчик скончался, по предварительным данным, от острой респираторной вирусной инфекции, - коротко сообщили в Следственном комитете России по Петербургу.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Почему малыша не отдали бабушке?

- В отделение полиции приезжала бабушка мальчика. Отдать ей ребенка не имели права, поскольку она не является законным представителем малолетнего, - объяснил представитель ГУ МВД по Петербургу и области Вячеслав Степченко.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Юрист Андрей ФОМЕНКО:

- Действительно, по инструкции ФМС может разлучать детей с родителями и отправлять их в Центр реабилитации детей имени Цимбалина. Но в двух случаях: если родители не возражают или если свое согласие дали органы опеки. А чтобы органы опеки дали согласие, нужны веские основания: ребенок болен или ему угрожает реальная опасность. Пока нет всей информации о деле Назаровых, сложно что-то говорить.

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей ФУРГАЛ:

- На выходе из роддома мама получает эпикриз или выписку о рождении ребенка, где есть все данные. Это касается и граждан России, и иностранцев. После этого она обязана пойти в загс и другие государственные органы и оформить малыша. Это нужно сделать оперативно. Потому что если у родителей, да еще и нелегально находящихся на территории России, по истечении пяти месяцев на руках будет только эта справка, данная бумага уже не будет доказательным документом, что это ваш ребенок. Для того чтобы у человека был официальный документ, есть такое понятие, как свидетельство о рождении у ребенка.

Что касается прививок и осмотра врачом. Для того чтобы вас посмотрел врач, вы должны быть где-то закреплены. То есть вы должны быть поставлены на учет. Это, кстати, отслеживается очень строго. Как только вы из роддома вышли домой, сразу документы передаются по месту вашего жительства в поликлинику. И к вам тут же приходит врач и смотрит вашего ребенка. В первый месяц врач и медработники приходят к вам домой, а уже после тридцати суток вы сами ходите в поликлинику и к врачам на прием, на профилактический осмотр, прививки и т. д. Это, кстати, все очень строго отслеживается и очень строго с медицинских работников спрашивается. Поэтому я очень глубоко сомневаюсь, что если она не регистрировала нигде ребенка, если у нее нет места жительства, просто физически, скорее всего, врачи не знали (да и не могли знать), где находится этот ребенок. А раз они не знали, они не могли его осмотреть. И уж тем более мальчик точно не мог быть приписан к поликлинике или получать какие-то прививки.