Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество20 октября 2010 22:00

Новое «Укрытие» на Чернобыльской АЭС простоит 100 лет

Строить второе «укрытие» решили еще в начале 90-х. Но не надо думать, что все эти годы украинцы ничего не делали. [предлагаем обсудить!] [видео]

ПЕРСОНАЛ ЕДЕТ ЧЕРЕЗ БЕЛАРУСЬ

Путь начинаем с Чернигова. Чтобы строителям, живущим в этом украинском городе, попасть на Чернобыльскую АЭС, у платформы нужно быть уже в пять утра. Через час электропоезд прибывает в Славутич – украинский город, построенный после аварии для персонала станции. Отсюда идут три спецэлектрички прямо на ЧАЭС. Войти в них можно свободно, а вот выйти - только через КПП.

Прибыв на платформу станции, персонал идет по узкому закрытому со всех сторон коридору к контрольно-пропускному пункту. К этому времени все повесили на грудь пропуска и маленькие приборчики - индивидуальные накопители радиации. Показывая охранникам удостоверения, работники идут дальше, а мы с литовской делегацией - специалистами Игналинской АЭС, которые приехали перенимать опыт по снятию с эксплуатации энергоблоков, ждем сопровождающего.

ЗНАМЕНИТАЯ ТРУБА НАД РЕАКТОРОМ ИСЧЕЗНЕТ

- Слухи, что «Укрытие» развалилось, периодически приходят как из Киева, так и из других мест Украины, из-за рубежа,- рассказывает начальникинформационного отдела Майя Руденко. - Причем происходит это обычно либо в канун очередной годовщины аварии, либо после праздников, когда очень хочется списать недомогание от водочно-питьевой невоздержанности на причины, от тебя не зависящие и потому уважительные.

Начальник отдела показывает фотографии с недавно вырытыми возле четвертого энергоблока находками. Перед новым строительством нужно было провести подготовительные работы по очистке территории. А «мусор» серьезный: башенный кран, трактор...

Чтобы узнать все о втором укрытии, которое официально называется новым безопасным конфайнментом (от английского confinement - ограничение), переезжаем в смотровой павильон. По периметру флаги 29 стран-доноров, финансирующих проект - США, Великобритании, Франции, Польши, Израиля, Германии, России... На данный момент стоимость строительства оценивается в 870 миллионов евро. Электронное табло показывает текущий фон - 600 микрорентген в час. Для сравнения - в Минске или Гомеле эта цифра никогда не превышает 20.

- В 1986 году саркофаг или объект «Укрытие» строили в большой спешке, из-за очень высокого фона не было возможности сварить конструкции, их просто клали одна на одну. Давно назревала необходимость нового, более надежного укрытия, - говорит специалист международного отдела Юлия Марусич. - По концептуальному проекту, разработанному американскими и французскими специалистами, новое сооружение будет в виде огромной арки. Она полностью накроет саркофаг, а знаменитую вентиляционную трубу, которая запечатлена на всех фото ЧАЭС, разберут с помощью одного из самых больших в мире кранов.

ЧЕМ ОПАСЕН МЕРТВЫЙ РЕАКТОР

Строить второе «укрытие» решили еще в начале 90-х. Но не надо думать, что все эти годы украинцы ничего не делали. Шли серьезные исследования, на основании которых специалисты делали выводы о рисках. Исследователи ходили внутрь саркофага, чтобы определить, где сосредоточены топливосодержащие массы - лавообразное вещество, которое содержит ядерное топливо разрушенного реактора. Вещество образовалось во время аварии при высокотемпературном взаимодействии топлива с материалами конструкции атомной станции. Это очень ощутимая угроза мертвого реактора. Надежных физических барьеров на пути распространения радиоактивности в окружающую среду нет. Лавообразные материалы, включающие в себя обогащенный уран, обнаружены во многих подреакторных помещениях. Попадающая сквозь неплотности «Укрытия» вода способствует разрушению топливосодержащих материалов. Вероятность того, что они проникнут в землю, остается до сих пор. В этом случае могут быть заражены грунт и подводные воды. А это уже угроза всей Европе!

Но перед тем, как начинать работы по возведению нового укрытия, нужно было укрепить нынешний саркофаг. Благодаря стабилизационным работам старое «Укрытие» еще может простоять около 15 лет, и за это время должно быть закончено возведение новой конструкции.

- Новое укрытие станет полностью герметичной защитной оболочкой, - продолжает Юлия Марусич. - В старом «Укрытии» общая площадь неплотностей составляла тысячу квадратных метров. Через эти дыры выбрасывалась радиоактивная пыль, а внутрь с дождем попадала вода. Она опасна не только тем, что взаимодействует с топливосодержащей массой, но и разрушает конструкции саркофага. Все годы после аварии велись работы по устранению неплотностей. Их площадь была уменьшена в десять раз, но старый саркофаг по-прежнему остается негерметичным. Вечной могилой для радиоактивной застывшей лавы, которой в реакторе около 200 тонн, новое укрытие не станет. Саркофаг, который оно накроет, необходимо разобрать и как положено захоронить топливосодержащие массы. Внутри укрытия предусмотрена уникальная система кранов, которые дистанционно с минимальным участием людей смогут демонтировать старый саркофаг и достать урановую лаву, - это вторая задача нового «укрытия». И сделать это надо будет в течение ста лет, на которые рассчитано новое укрытие.

- Значит, сразу после завершения строительства нового укрытияначнется расчистка реактора?

- Строительство завершится в 2013 году. Но вряд ли мы сможем тут же начать работы по извлечению топливосодержащих масс, потому что пока не существует технологии, как это сделать. Нигде в мире нет хранилищ, куда бы мы могли отправить на захоронение радиоактивные материалы. Надо выждать, пока они станут не столь активными и пока будут построены хранилища.

Схема нового саркофага

Схема нового саркофага

ЗАРПЛАТА МЕНЬШЕ, ЧЕМ НА ДРУГИХ СТРОЙКАХ

Контракт с французским консорциумом «Novarka», выигравшем тендер на строительство нового «укрытия», был подписан в 2007 году. Заказчиком выступает ЧАЭС, подрядчиком - «Novarka», а субподрядчиками - теми, кто выполняет строительные работы, - украинские организации. Белорусов на стройку не приглашали. Рабочие трудятся в жестких радиационных условиях. Каждый носит индивидуальный накопитель, с которого ежедневно снимаются показатели, и оперативный сигнальный дозиметр. Для каждого строго определено время, которое можно провести на объекте. Персонал регулярно проходит проверку накопления стронция внутри организма. Превышения нормы ни у кого пока не было, заявляют на станции.

Проходим к зданию караульной службы буквально в трехстах метрах от четвертого энергоблока, которого боится весь мир. Осознание угрозы, хоть и за бетонными плитами, ужасает, спешим быстрее зайти в офис охраны. Чип на пропуске прикладывают к датчику на мощном, в человеческий рост, турникете, набирают на клавиатуре код, но система остается закрытой. Умная техника отказывается пропускать незнакомца. Согласования по радиосвязи, минуты ожидания - и заграждение сдвигается.

Наблюдаем, как рабочие проводят земляные работы. Скоро здесь начнут строитьфундамент надвижки арки.Саму арку соберут в стороне от реактора, чтобы уменьшить облучение строителей.Периодически территорию поливают машины, чтобы осадить фонящую пыль.

Вспоминаю утренний разговор в электричке с двумя молодыми строителями. Они не в восторге от организации труда:

- Ездим в эту радиацию, а что делать? Работать больше негде. Здесь люди получают три-пять тысяч гривен (до 2 млн. белорусских рублей. - Ред.). Для того же Чернигова это неплохо. Но на многих других стройках в Украине платят больше, - говорят парни. - А вообще раздолбайства и здесь хватает.

- В смысле, «совок» сказывается? Люди работают спустя рукава?

- Наоборот! - удивляют ребята. - Проблемы с французами. Есть совсем молодые, приехали после университета. Амбиций - как у Наполеона, а опыта не хватает. Начинают нас слушать, только когда что-то не выходит.

- Ну, арку хоть построите? - встревожились мы не шутку.

- Конечно! Но работы могут затянуться.

Готовясь покинуть станцию, пришлось пообедать в станционной столовой вместе с персоналом. Несмотря на уговоры не тратить время, сопровождающие настояли: поесть нужно обязательно, горячее питание помогает организму бороться с воздействием ионизирующего излучения. Блюда можно было брать на выбор: сырники со сметаной, печеночные котлеты, борщ, салаты, макароны, апельсины, виноград.

Выход к электричке только через специальный турникет с дозиметрическим контролем. Чисто - показывает аппарат, и дверца открывается. Можно спокойно возвращаться домой.

НАИВНЫЕ ВОПРОСЫ

1. После ее возведения фон в Беларуси исчезнет.

- Конечно, нет, потому что в 1986-м радиоактивные элементы выпали с дождем и заразили землю. Фонить в загрязненных районах перестанет только после периода полураспада, для каждого из элементов свой срок - от десятков до тысяч лет.

2. До завершения строительства арки могут случиться катаклизмы, которые разрушат саркофаг, и произойдет новый выброс радиации.

-Угроза локального обрушения перестала быть актуальна после стабилизационных работ на «Укрытии». Рассчитано, что объект способен выдержать и торнадо, и землетрясение максимальной силы.