Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
23 апреля 2024 11:14

Раскрыты новые тайны картины «Последний день Помпеи»: Брюллов «убивал» персонажей

Рассказываем, какие сенсации обнаружили реставраторы великого полотна из Русского музея
Картина «Последний день Помпеи» скрывала несколько тайн, неизвестных до реставрации.

Картина «Последний день Помпеи» скрывала несколько тайн, неизвестных до реставрации.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА

В Русском музее началась первая за почти 190 лет масштабная реставрация «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Приступив к работе, реставраторы нашли немало тайн, скрывающихся от глаз любителей искусства.

КРАСКИ ПО ЦЕНЕ СЛИТКА ЗОЛОТА

Площадь картины - почти 30 квадратных метров, это как квартира-студия в новостройке. Перед реставрацией полотно обследовали. Брали пробы краски, чтобы понять, какие пигменты использовал художник, а еще просканировали его в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах.

- Мы увидели, как Брюллов менял картину на ходу, - рассказывает заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро. - Он многое исправил в позах и композиции. Например, изначально все здания стояли ровно, но потом Брюллов наклонил их и сделал разрушающимися. Часть фигур были статичными, а мастер их «оживил». Но возвращать первоначальные элементы, конечно, не будут.

Русский музей открыл процесс реставрации для посетителей. Увидеть работу над шедевром Брюллова может каждый.

Русский музей открыл процесс реставрации для посетителей. Увидеть работу над шедевром Брюллова может каждый.

Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА

Другой важный анализ - исследование краски. По микрообразцу выяснили, что Брюллов на них не скупился. Использовал безумно дорогие краски.

- Минерал лазурит (его использовали для синей краски - ультрамарина) добывали в Афганистане или Иране. В Средние века его вообще выменивали на золото в соотношении один к одному. Художники же середины XIX века обычно пользовались дешевыми заменителями, - отмечает Сирро. - Но Брюллов мог позволить себе дорогие краски (у него всегда были заказы от высшей аристократии и даже членов императорской семьи). Ультрамарин дает стойкий, насыщенный цвет, его можно встретить на итальянских фресках XIV - XV веков или древнерусских иконах. Брюллов наверняка думал о том, как картина будет выглядеть через века.

Девушка с вазой сначала ее держала. Но главная мысль картины - катастрофа. Брюллов меняет позу девушки, и ваза падает. Пунктиром указан первоначальный силуэт руки. Фото: из архива Сергея Сирро

Девушка с вазой сначала ее держала. Но главная мысль картины - катастрофа. Брюллов меняет позу девушки, и ваза падает. Пунктиром указан первоначальный силуэт руки. Фото: из архива Сергея Сирро

ГЛАВНЫЙ ВРАГ ПОЛОТНА

Зачем трогать картину, которая мирно висит на стене уже десятки лет? В первые годы шедевр много гастролировал: работа выставлялась в Италии и Париже, потом была доставлена в Петербург. Для всех этих переездов полотно приходилось снимать и наматывать на вал. Каждый раз холст крепили к подрамнику гвоздями, вколачивая их в мазки Брюллова.

«Насолили» и прошлые реставраторы, которые занимались картиной после смерти художника и в советские годы. Они работали не так изящно и использовали дешевые краски для восстановления. Со временем поздние замазки стали заметными.

Молодой человек держит тело любимой. В первоначальном замысле девушка была живой. После сканирования эксперты нашли слои, где голова у нее поднята. Но Брюллов хотел добавить драмы и «убил» персонажа. Фото: из архива Сергея Сирро

Молодой человек держит тело любимой. В первоначальном замысле девушка была живой. После сканирования эксперты нашли слои, где голова у нее поднята. Но Брюллов хотел добавить драмы и «убил» персонажа. Фото: из архива Сергея Сирро

Но главный враг - это лак. Он сослужил хорошую службу, защитил полотно от солнечных лучей. Но со временем пожелтел и изменил цвета картины.

- Мы сделаем слой старого лака максимально тонким, чтобы он не влиял на восприятие исходных цветов, - объясняет ведущий художник-реставратор отдела станковой масляной живописи Русского музея Ольга Кленова. - Потом будут убраны поздние «заплатки». Затем реставрируем эти участки брюлловскими цветами. Это самая кропотливая работа: специалисту придется проходить точечными мазками, как иголочкой. На последнем этапе покроем полотно современным лаком с ультрафиолетовым фильтром. Он не желтеет и не дает свету разрушать краску.

ЗАШИФРОВАННЫЙ СМЫСЛ

Сюжет о городе Помпеи, погибшем от извержения Везувия в 79 году нашей эры, был во времена Брюллова модной темой. Чуть раньше начались раскопки древнего города. Исследователи заливали гипс в пустоты, которые находили в вулканическом пепле. Получившиеся скульптуры и были его жителями. Брюллов сам посещал раскопки и вернулся под большим впечатлением.

Но полотно не только о трагедии древнего города. В картине зашифрован тайный смысл. Брюллов писал о приходе новой эры, о становлении христианства. В центре полотна - разбитая колесница. Это символ величия античности, но колесо отвалилось, а кони несут ее в огонь вулкана. С колесницы упала женщина с обнаженной грудью - так изображали богинь древнегреческие скульпторы. Это тоже символ уходящей эпохи: женщина мертва, а рядом с ней младенец - символ новой жизни. Под ударами стихии падают языческие статуи.

Эта же мысль зашифрована в других персонажах. От огня бежит языческий жрец, прихватив с собой дорогую утварь. Единственный, кто направляется в погибающий город, - это мужчина с крестом на шее в левом нижнем углу. Это христианский священник, который идет спасать людей и вверяет свою жизнь Богу. В правой руке у него зажженный факел - тоже известная аллегория. В годы Брюллова на надгробиях можно было видеть потухший факел как символ окончания жизни. На картине же факел только разгорается, что символизирует начало чего-то нового.

КСТАТИ

Иногда под известным полотном находят не «черновики» художника, а другую картину. Так, под «Колхозницами» Петрова-Водкина во время реставрации обнаружили портрет Александра Пушкина. Мастер рисовал его для конкурса, объявленного в 1937 году. Ничего не выиграл и просто написал поверх другую картину. Сохранилась лишь фотография портрета, а работа считалась утраченной. Пушкина увидели лишь в 2018 году, когда готовили выставку и сканировали картины художника.

Под «Колхозницами» (слева) Петрова-Водкина во время реставрации обнаружили портрет Александра Пушкина. Фото: Wikimedia Commons

Под «Колхозницами» (слева) Петрова-Водкина во время реставрации обнаружили портрет Александра Пушкина. Фото: Wikimedia Commons

Хотите узнавать самые важные новости Петербурга? Подпишитесь на Telegram-канал «КП-Петербург», чтобы ничего не упустить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Решил добавить драмы»: Реставраторы Русского музея выяснили, что Брюллов переписывал свой шедевр «Последний день Помпеи»

«Последний день Помпеи» Брюллова ждет большая реставрация впервые за 200 лет (подробности)