Картина «Последний день Помпеи» скрывала несколько тайн, неизвестных до реставрации.
Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА
В Русском музее началась первая за почти 190 лет масштабная реставрация «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Приступив к работе, реставраторы нашли немало тайн, скрывающихся от глаз любителей искусства.
КРАСКИ ПО ЦЕНЕ СЛИТКА ЗОЛОТА
Площадь картины - почти 30 квадратных метров, это как квартира-студия в новостройке. Перед реставрацией полотно обследовали. Брали пробы краски, чтобы понять, какие пигменты использовал художник, а еще просканировали его в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах.
- Мы увидели, как Брюллов менял картину на ходу, - рассказывает заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро. - Он многое исправил в позах и композиции. Например, изначально все здания стояли ровно, но потом Брюллов наклонил их и сделал разрушающимися. Часть фигур были статичными, а мастер их «оживил». Но возвращать первоначальные элементы, конечно, не будут.
Русский музей открыл процесс реставрации для посетителей. Увидеть работу над шедевром Брюллова может каждый.
Фото: Вероника ОВСЯННИКОВА
Другой важный анализ - исследование краски. По микрообразцу выяснили, что Брюллов на них не скупился. Использовал безумно дорогие краски.
- Минерал лазурит (его использовали для синей краски - ультрамарина) добывали в Афганистане или Иране. В Средние века его вообще выменивали на золото в соотношении один к одному. Художники же середины XIX века обычно пользовались дешевыми заменителями, - отмечает Сирро. - Но Брюллов мог позволить себе дорогие краски (у него всегда были заказы от высшей аристократии и даже членов императорской семьи). Ультрамарин дает стойкий, насыщенный цвет, его можно встретить на итальянских фресках XIV - XV веков или древнерусских иконах. Брюллов наверняка думал о том, как картина будет выглядеть через века.
Девушка с вазой сначала ее держала. Но главная мысль картины - катастрофа. Брюллов меняет позу девушки, и ваза падает. Пунктиром указан первоначальный силуэт руки. Фото: из архива Сергея Сирро
ГЛАВНЫЙ ВРАГ ПОЛОТНА
Зачем трогать картину, которая мирно висит на стене уже десятки лет? В первые годы шедевр много гастролировал: работа выставлялась в Италии и Париже, потом была доставлена в Петербург. Для всех этих переездов полотно приходилось снимать и наматывать на вал. Каждый раз холст крепили к подрамнику гвоздями, вколачивая их в мазки Брюллова.
«Насолили» и прошлые реставраторы, которые занимались картиной после смерти художника и в советские годы. Они работали не так изящно и использовали дешевые краски для восстановления. Со временем поздние замазки стали заметными.
Молодой человек держит тело любимой. В первоначальном замысле девушка была живой. После сканирования эксперты нашли слои, где голова у нее поднята. Но Брюллов хотел добавить драмы и «убил» персонажа. Фото: из архива Сергея Сирро
Но главный враг - это лак. Он сослужил хорошую службу, защитил полотно от солнечных лучей. Но со временем пожелтел и изменил цвета картины.
- Мы сделаем слой старого лака максимально тонким, чтобы он не влиял на восприятие исходных цветов, - объясняет ведущий художник-реставратор отдела станковой масляной живописи Русского музея Ольга Кленова. - Потом будут убраны поздние «заплатки». Затем реставрируем эти участки брюлловскими цветами. Это самая кропотливая работа: специалисту придется проходить точечными мазками, как иголочкой. На последнем этапе покроем полотно современным лаком с ультрафиолетовым фильтром. Он не желтеет и не дает свету разрушать краску.
ЗАШИФРОВАННЫЙ СМЫСЛ
Сюжет о городе Помпеи, погибшем от извержения Везувия в 79 году нашей эры, был во времена Брюллова модной темой. Чуть раньше начались раскопки древнего города. Исследователи заливали гипс в пустоты, которые находили в вулканическом пепле. Получившиеся скульптуры и были его жителями. Брюллов сам посещал раскопки и вернулся под большим впечатлением.
Но полотно не только о трагедии древнего города. В картине зашифрован тайный смысл. Брюллов писал о приходе новой эры, о становлении христианства. В центре полотна - разбитая колесница. Это символ величия античности, но колесо отвалилось, а кони несут ее в огонь вулкана. С колесницы упала женщина с обнаженной грудью - так изображали богинь древнегреческие скульпторы. Это тоже символ уходящей эпохи: женщина мертва, а рядом с ней младенец - символ новой жизни. Под ударами стихии падают языческие статуи.
Эта же мысль зашифрована в других персонажах. От огня бежит языческий жрец, прихватив с собой дорогую утварь. Единственный, кто направляется в погибающий город, - это мужчина с крестом на шее в левом нижнем углу. Это христианский священник, который идет спасать людей и вверяет свою жизнь Богу. В правой руке у него зажженный факел - тоже известная аллегория. В годы Брюллова на надгробиях можно было видеть потухший факел как символ окончания жизни. На картине же факел только разгорается, что символизирует начало чего-то нового.
КСТАТИ
Иногда под известным полотном находят не «черновики» художника, а другую картину. Так, под «Колхозницами» Петрова-Водкина во время реставрации обнаружили портрет Александра Пушкина. Мастер рисовал его для конкурса, объявленного в 1937 году. Ничего не выиграл и просто написал поверх другую картину. Сохранилась лишь фотография портрета, а работа считалась утраченной. Пушкина увидели лишь в 2018 году, когда готовили выставку и сканировали картины художника.
Под «Колхозницами» (слева) Петрова-Водкина во время реставрации обнаружили портрет Александра Пушкина. Фото: Wikimedia Commons
Хотите узнавать самые важные новости Петербурга? Подпишитесь на Telegram-канал «КП-Петербург», чтобы ничего не упустить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Решил добавить драмы»: Реставраторы Русского музея выяснили, что Брюллов переписывал свой шедевр «Последний день Помпеи»
«Последний день Помпеи» Брюллова ждет большая реставрация впервые за 200 лет (подробности)