Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Туризм14 мая 2017 19:30

Рейс на зарубежный курорт задержали? Боритесь за компенсацию!

Пассажирам международных линий положены очень внушительные выплаты в случае проблем. И лишь 1% туристов свои права отстаивает
Даже за испорченный три года назад отпуск можно добиться денег от авиакомпании.

Даже за испорченный три года назад отпуск можно добиться денег от авиакомпании.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Сезон отпусков уже, считай, начался. В залах международных вылетов российских аэропортов – сплошь курортные рейсы: в Барселону и Ларнаку, Анталью и Родос... Не секрет, что дорога в отпуск не всегда бывает гладкой. Самолеты опаздывают, иногда рейсы и вовсе отменяют, люди часами сидят в залах ожидания, теряют нервы и деньги за уже оплаченные отели.

Полностью от подобных проблем, увы, застраховаться невозможно. А вот знать, какие выплаты положены пассажирам в этом случае, - очень полезно. Подчеркну: сейчас речь идет именно о международных перелетах.

- По нашим данным, лишь 1% российских путешественников знает о своих правах в случае отмены или задержки авиарейсов и добиваются законной компенсации, - поделился с “КП” Евгений Лонский, региональный директор компании AirHelp в Восточной Европе.

СЛУЧАЙ 1: ЛЕТИМ ИЗ ЕВРОПЫ

- Лучше всего защищены пассажиры, чьи рейс которых попадает под европейский закон EC 261/2004. Он распространяется на полеты европейских авиакомпаний по всему миру (например, вы летите бортом Alitalia из Москвы в Майами с пересадкой в Риме), а также на вылеты любых перевозчиков, в том числе российских, из аэропортов ЕС (например, на рейс “Аэрофлота” Берлин - Москва), - рассказывает наш эксперт.

В этом случае за задержку рейса более чем на 3 часа, отказ пассажиру в посадке на самолет (из-за овербукинга, например) и отмену вылета по техническим причинам или по вине авиакомпании полагается компенсация до 600 евро. Исключение: если причиной проблем стала забастовка, непогода или теракт. Но бывают и исключения – недавно Air France принял заявки на компенсации за то, что сотрудники авиакомпании бастовали.

Срок давности заявки на получение компенсации - от 3 до 6 лет в зависимости от законодательства разных стран.

- По нашей статистике, с 2013 года 2 936 задержанных и отмененных международных авиарейсов в Россию подпадают под закон ЕС 261. На выплаты могут рассчитывать более 300 000 пассажиров. А общая сумма компенсаций, если все ее добьются, - больше 132 миллионов евро, - приводит цифры Евгений Лонский.

Что важно: выплаты по этому закону положены даже в том случае, если перевозчик вроде бы выполнил все, что должен при задержке рейса – накормил, на ближайший борт посадил.

- У нас был такой случай, - продолжает Евгений Лонский. Пара российских туристов летела из Италии в Москву со стыковкой в Минске. Дело было еще в 2014 году. В итальянских Duty free шопинг хороший, один из пассажиров увлекся, авиакомпания решила его дождаться и немного задержала вылет. Стыковка в Минске была короткой, свой рейс в Москву наши путешественники, как и еще несколько пассажиров, пропустили. Следующего ждали больше 4 часов, представитель перевозчика под их натиском организовал питание. О том, что это далеко не все, на что можно рассчитывать, россияне узнали лишь в начале 2017-го. И сейчас получат 30 тысяч рублей компенсации из-за курсовой разницы – при том, что билеты в Италию в свое время покупали за 20 тысяч!

СЛУЧАЙ 2: ЛЕТИМ ПО РОССИИ

- В России Воздушный кодекс позволяет получить компенсацию за задержку в размере 25% МРОТ за каждый час задержки, но не более половины стоимости тарифа. По факту – лишь 25 рублей за час ожидания (так как МРОТ по пеням и штрафам составляет сейчас 100 рублей).

СЛУЧАЙ 3: ЛЕТИМ ИЗ РОССИИ ЗА ГРАНИЦУ

То же самое до недавних пор касалось и рейсов российских авиакомпаний из нашей страны за рубеж. В апреле 2017-го Россия присоединилась к Монреальской конвенции. Это соглашение принято было еще в 1999 году, его ратифицировали около 120 стран – теперь вот и мы тоже. Конвенция регулирует многие нюансы международных перелетов, в том числе и компенсации пассажирам в случае разнообразных проблем.

- По Монреальской конвенции компенсации рассчитываются с помощью специальных прав заимствования, или СПЗ. Это искусственная валюта, курс ее определяется по соотношению евро, доллара, йены и фунта, сейчас он равен 80 рублям, - разъясняет Евгений Лонский. - За задержку рейса, согласно Монреальской конвенции, положена компенсация до 4694 СПЗ, или почти 380 тысяч рублей. Но это – максимум! Не стоит рассчитывать на такую сумму при каждом опоздании самолета. Надо будет доказать серьезный ущерб: например, срыв миллионной сделки или потеря работы.

С присоединением к соглашению у российских туристов ситуация с выплатами должна улучшиться. Во всяком случае, теоретически и юридически это так, как будет в реальности – посмотрим. Дело в том, что разные страны самостоятельно принимают регламенты на основе конвенции и формируют судебную практику, по факту выплаты меньше, чем прописаны в соглашении. Важно, как сейчас будет реагировать рссийская судебная система на заявки пассажиров.

На рейсы по России Монреальская конвенция не распространяется, так что для тех, кто застрял по пути в Сочи, ничего не меняется.

СЛУЧАЙ 4: ЛЕТИМ В ТУРЦИЮ, АЗИЮ, АМЕРИКУ

А как обстоят дела с зарубежными рейсами, которые Европы и ее законов никак не касаются? В одну только Анталью слетают за лето миллиона три наших туристов! А еще в Таиланд, Эмираты, Тунис... Если речь идет о задержке рейса из России - смотрим пункт 2.

А если загвоздка случилась, например, при перелете из Бангкока в Сингапур, из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, из Дубая на Мальдивы?...

В Азии компенсации минимальны, а зачастую их просто нет, не радует любителей восточной экзотики наш эксперт. Например, в случае задержки или отмены рейса по вине China Eastern Airlines эта авиакомпания всего лишь обеспечит питанием. Но если рейс задержан не по вине перевозчика, то покупать еду в аэропорту пассажирам придется на свои деньги.

Korean Air за 20-часовую задержку по вине авиакомпании выдавали льготные купоны на полеты в следующий раз, компенсировали расходы за гостиницу, но денежная компенсация не предполагалась.

В США за отмену и задержку рейса компенсация законом не предусмотрена. Американские перевозчики платят ее, только если отказали пассажиру в посадке из-за овербукинга.

В этом случае выплачивается двойная стоимость билета в одну сторону, если пассажиры в итоге прилетели на два часа позже первоначального рейса. Максимальная компенсация - 650 долларов. Если же компании не удалось уложиться в двухчасовой промежуток, то компенсация может составить четырехкратную стоимость билета, до 1 300 долларов.

Но в какой бы стране вы ни находились, обязательно сохраняйте ваш посадочный талон при задержке или отмене рейса!

КАК ДОБИТЬСЯ ВЫПЛАТ

- собрать максимум документов, подтверждающих, что рейс действительно был отменен или задержан, а также то, на какие расходы вы из-за этого попали. Сохранять посадочные на задержанный рейс, так как некоторые компании без них не рассматривают обращение.

- составить письменную претензию к авиакомпании, отправить ее по электронной или обычной почте. Авиакомпания должна ответить в течение месяца. Если авиакомпания зарубежная, претензию и все остальные документы надо перевести на английский (либо на ее “родной” язык – французский, испанский и т.д., если это проще). Большинство российских пассажиров на этой стадии и сдаются.

- если вам официально отказали, жаловаться в государственный орган, отвечающий за гражданскую авиацию в стране вылета. Если летели из России - в Росавиацию.

- если и это не помогло – дело направляется в суд, на родину авиакомпании. Если у зарубежной компании есть представительство в России, можно обратиться в отечественный суд.

- другой путь - обратиться к онлайн-сервисам, специализирующимся на взыскании компенсаций. Это refund.me, flightdelays.co.uk, airhelp.com. Например, на сайте airhelp.com можно бесплатно проверить, попадает ли ваш рейс под компенсацию, загрузить нужные документы и отправить заявку.

Потом, в зависимости от авиакомпании, необходимо будет предоставить копии документов: посадочные, паспорт, доверенность в электронном виде. Документы отправляются в авиакомпанию, в случае положительного ответа пассажир получает деньги (да, посредники возьмут свою комиссию). Почти половину первичных заявок (40-45%) перевозчики отклоняют. Тогда юристы онлайн-сервиса вступают в переписку и добиваются выплат уже в 80-90% случаев. Иногда дело доходит до суда, и там 98% дел решаются в пользу пассажира (вся статистика – по данным Airhelp).