Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Дом. Семья7 марта 2017 7:30

История - это личное

Историю действительно пишут совершенно конкретные люди
Артем Ефимов анализирует историков «по Фрейду» и исходя из принятого сегодня описания эпохи, в которую жил и творил герой новеллы.

Артем Ефимов анализирует историков «по Фрейду» и исходя из принятого сегодня описания эпохи, в которую жил и творил герой новеллы.

Как мы воспринимаем историю своей страны? Через учителя истории и учебник, правильно? Учебник ретранслирует утвержденную обществом и государством доктрину, которую в свою очередь предлагает государству через научное сообщество абсолютно конкретный человек. Таким образом, в ходе путешествия по этому, не сложному логическому лабиринту, мы выяснили, что «историю пишут люди» - фраза не абстрактная. Историю действительно пишут совершенно конкретные люди и история – это очень личное…

«С ЧЕГО МЫ ВЗЯЛИ. ТРИ ВЕКА ПОПЫТОК ПОНЯТЬ РОССИЮ УМОМ»

«INDIVIDUUM», 2017

Начнем с жанра. Перед нами не историческое исследование и это прекрасно. Скорее это рассказы об истории, вышедшие из-под пера Артема Ефимова, журналиста и популяризатора науки. Журналисты, находясь под регулярным гнетом редколлегий, куда острее понимают актуальность не только той или иной темы, но и форму, при использовании которой материал становится актуальным. Книга обречена на успех хотя бы потому, что сочетает в себе глубину материала и легкость, актуальность подачи.

Под обложкой вы найдете главы-новеллы, посвященные великим и уже не всегда известным широкой аудитории ученным-историкам и популяризаторам исторической науки: Василию Татищеву, Герарду Миллеру, Михаилу Щербатову, Алексею Мусину-Пушкину, Николаю Карамзину, Сергей Соловьеву, Василию Ключевскому и нашим современникам, например, Андрею Зализняку. Вот только вместо списка заслуг каждого из них вы прочтете нечто совсем иное. Ведь взгляд на историю России каждого из них был чем-то обусловлен. Чем? А вот тут и начинается самое интересное. Доктрины историков рождаются не из научных аргументов, а из соприкосновения, порой агрессивного, двух сред: личной среды человека-историка т.е. его семьи, воспитания и образования, характера и его среды обитания т.е. нравов и устоев его времени, политической и социальной ситуации в стране и в мире на момент рождения его «истории». У взгляда на историю есть своя «генетика».

Артем Ефимов анализирует историков «по Фрейду» и исходя из принятого сегодня описания эпохи, в которую жил и творил герой новеллы:

«Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 году, на пятый год действия «Манифеста о вольности дворянской», освободившей русскую знать от обязательной государевой службы».

После прочтения становится отчетливо ясно почему появлялось на свет то или иное прочтение русской истории, как рождалась официальная историография, почему конкретные историки выбирали свои научные ориентиры. Увлекательное и свежее чтения об истории и людях, которые ее создавали.