"Это только когда неумытые шахтеры из грязных копанок бунтуют "за Путина" - это уголовное преступление, зато когда нарядные люди "за Европу" - ну, как тут можно сравнивать?" Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Грабар
Вот уже три года меня преследует один образ. Сюжет, если угодно, альтернативной истории.
В феврале 2014 года Майдан разогнан.
Все эти "сотники", боевики, активисты и люди с битами отступили из Киева - но не из Украины.
Они уехали на Запад.
И, вместо Донбасса, - как оно получилось в реальности - о своем отделении объявили области Западной Украины (собственно, они уже и говорили о том, что больше не подчиняются Киеву - тогда, в феврале).
Конечно, в этом случае с большой вероятностью на том бы все и кончилось.
Западные области - не восточные, человек человеку не ровня - и, скорее всего, они бы успешно образовали отдельное государство, и никто бы их пальцем не тронул.
И все-таки.
Предположим такую ужасную фантастическую возможность, что события развивались бы почти так же, как и сейчас.
То есть Киевом было бы объявлено АТО - но другое, в противоположную сторону.
Началась бы война за подчинение мятежного Львова, Тернополя и ближних к ним городов.
О, как бы волшебно все переменилось!
О, какую романтическую песнь стала бы петь либеральная интеллигенция!
Оказалось бы, прежде всего, что «сепаратист» - это не ругательство, не проклятие.
«Сепаратист» - это что-то почетное, синоним слова "герой".
Полевые командиры Львовской и Ивано-Франковской республик стали бы предметами обожания среди московских дамочек, к ним ездили бы журналисты "Дождя" и "Эха Москвы", на их нужды - вместе с европейцами - либералы собирали бы деньги.
И никакие разговоры о "соблюдении международных правил", "сохранении территориальной целостности", "другой стране, до которой нам нет дела" и тому подобное - не имели бы значения вовсе.
Вместо них - было бы живое, страстное переживание: бей их, ребята!
И даже пропаганда "мира и гуманизма", которая сейчас в либеральной тусовке Москвы понимается как призыв не бунтовать и сдаться правительственным войскам - обращалась бы только к карающей стороне, а совсем не к бунтующей.
Что вы, бунт за свободу - святое же дело.
Это только когда неумытые шахтеры из грязных копанок бунтуют "за Путина" - это уголовное преступление, зато когда нарядные люди "за Европу" - ну, как тут можно сравнивать?
Кстати, о шахтерах.
Эстетическая сторона вопроса всегда имеет значение, но при таком повороте истории она снова показала бы свою силу.
Фундамент антидонбасских чувств интеллигенции - это ее социальный расизм.
Депрессивные советские города, проблемное индустриальное производство, бедные горожане из промышленных центров, не имеющие доступа к потреблению мегаполисов, - все это вызывает у "приличного человека" логичное отвращение.
Хочется отвернуться. Хочется объявить все это безобразие очередной агрессией России, да и отдать украинцам, ну а там пусть как хотят, это не наше дело.
То ли дело Львов.
То ли дело героический, осажденный, отчаянно сопротивляющийся Львов - с его узкими улочками, черепичными крышами, старинными храмами и кофейнями.
Как ему не сочувствовать?
Но какую позицию заняли бы мы сами - если бы речь шла не о подавлении Киевом (враждебным нам) Востока, а о подавлении Киевом (союзным нам) Запада?
Сочувствовали бы мы войне против сепаратизма?
Да никогда.
Мы - не они.
В отличие от лицемерной, в каждом своем слове лживой либеральной интеллигенции, человек здравомыслящий не станет отказывать в праве на выбор, на свою жизнь, на свободу - в том числе и тем, кто ему неприятен.
Хотят уйти - так пусть идут.
Нам важно, чтобы с Донецка, наконец, сняли осаду.
А поддерживать осаду Львова, пусть даже гипотетическую, радоваться чужой трагедии - да никогда.
И в этом, конечно, принципиальное различие между ними - и нами.